Все новости
Экономика
4 Июня 2013, 15:44

Озеро надежды

Удастся ли сохранить водоём, или он «растворится» в судах?

Ситуация с озером — пример того, что можно сделать из «мусорной ямы», считают ученые.
Ситуация с озером — пример того, что можно сделать из «мусорной ямы», считают ученые.
Судьбу базы отдыха на озере Тугар-Салган, что у подножия шихана Торатау, решает Ишимбайский суд. По мнению башкирской природоохранной прокуратуры, местный предприниматель Кулясов осуществляет свою деятельность с нарушением закона.
Александр Кулясов родился в небольшой деревне в районе горы Торатау. Окончил техникум, уехал работать на север. Как-то летом, во время очередного приезда в родную деревню, решил искупаться в озере. Пришел — а Тугар-Салгана нет. Остался пятачок воды, да и тот выглядел печально: поверхность покрыта водорослями, черный берег без травы. Тогда и зародилась идея спасти водоем.

— Тугар-Салган — карстовое озеро, — рассказал Александр Кулясов. — Наполнение происходило за счет родников и талых вод. В 1964 году стерлитамакские краеведы организовали в наши края экспедицию, во время которой исследовали и озеро. По их данным, его максимальная глубина составляет 16 — 18 метров. Недавно мы с помощью эхолота повторно исследовали его дно и обнаружили провал глубиной 26 метров. Правда, неширокий, метра три-четыре.

Тогда, в середине 90-х, перспективы природного объекта казались совсем не радужными. Берега размывались все больше, не самые культурные туристы постепенно захламляли окрестности и вытаптывали стремительно редеющую растительность. Тут же пасли коров. Словом, озеро должно было погибнуть.

В первую очередь надо было попытаться спасти хотя бы то, что к тому времени осталось. Кулясов организовывал субботники, в которых принимали участие экологи-энтузиасты, школьники. Одновременно обращался в «Башэкологию», СМИ, привлекал общественность. Однако, несмотря на то, что Тугар-Салган имеет статус природного памятника, особой поддержки так никто и не оказал. Урман-Бишкадакский сельсовет, на балансе которого числился объект, средств на проведение восстановительных работ не имел, и чиновники «Башэкологии» нашли решение: после согласования с министерством природопользования и экологии и другими органами озеро Тугар-Салган в 2006 году было передано предпринимателю в аренду.

Срок аренды был прямо-таки смехотворным — три года. Ни один бизнесмен не стал бы вкладывать средства в дорогостоящий объект на такой короткий срок: тут не то что заработать — окупить вложения не успеешь. Однако Кулясов огородил участок, очистил территорию от остатков старых ферм и кард (скотных дворов в поле). Создал небольшой водоем за пределами участка: сюда приводят на водопой коров с окрестных лугов-пастбищ. Постепенно на берегах Тугар-Салгана стала расти трава, появились первые деревья — плакучие ивы. Площадь озера увеличилась, здесь появилась рыба.

Сейчас озеро ограждено забором. В зоне отдыха — столы, скамейки, навесы, мусорные баки, одним словом, есть все, чтобы обеспечить комфорт и чистоту. Конечно, содержание водоема и всей прилегающей территории обходится недешево. Однако плата с отдыхающих взимается чисто символическая, чтобы хватило на вывоз мусора, зарыбление и зарплату рабочим. Вот только законность взимания платы оказалась под сомнением.

В 2010 году на предпринимателя поступила первая жалоба. Однако Ишимбайская межрайонная прокуратура нарушений в деятельности Александра Кулясова не обнаружила. Если предприниматель занимается рыбоводством, он имеет право брать плату за рыбалку. На этом дело затихло, но еще не закончилось.

В феврале этого года в суд поступило исковое заявление природоохранной прокуратуры. На этот раз говорилось о неправомерной передаче земли в аренду и недопустимости платной рыбалки на озере, являющемся природным памятником. Первое заседание суда состоялось без истца. Судья потребовал уточнить исковые заявления: формулировка одного из требований прокуратуры — запретить использование водного объекта озера Тугар-Салган — показалась странной и необоснованной. Дата проведения второго заседания пока неизвестна.

— Прошло то время, когда бизнесу говорили «нельзя», — считает Кулясов. — Я работаю по закону. У меня есть новые проекты для развития туризма. Планируем провести сюда электричество, будем думать о переводе рекреационной зоны на всесезонный цикл работы. Но сначала надо выяснить, чем закончится разбирательство. Сейчас очевидно одно: когда озеро погибало и стоял вопрос о его спасении, оно никому не было нужно. Теперь у всех вдруг появился интерес к нему. Почему?
Для справки

Выдержка из экспертного заключения от 19 марта 2013 года Института биологии Уфимского научного центра Российской академии наук:

«В 90-е годы объект деградировал из-за неконтролируемого выпаса скота. Озеро было местом водопоя скотины. Береговая растительность, за исключением деревьев и крупных кустарников, практически полностью была уничтожена. К настоящему времени водная поверхность увеличилась на 30%, это привело к образованию живописного острова. Видовое разнообразие растений резко возросло, оно составляет более 100 видов высших сосудистых растений… На крутом берегу озера восстанавливается редкий тип растительности республики — луговая степь. Значительно увеличилась прозрачность воды в озере, выросло количество и видовое разнообразие земноводных и орнитофауны благодаря искусственному зарыблению.

Ситуация с озером — яркий пример того, как в результате благоразумных действий из «мусорной ямы» можно сделать прекрасный рекреационный объект. Озеро является важным звеном во всем туристско-рекреационном комплексе крупнейших промышленных городов республики — Ишимбая, Стерлитамака и Салавата. Сдача в аренду участков особо охраняемых природных территорий не противоречит законодательству. С точки зрения науки, сохранения биоразнообразия и с позиции здравого смысла деятельность крестьянско-фермерского хозяйства «Шихан» на территории памятника природы следует всячески приветствовать».
Читайте нас: