Два года назад программа развития малых и средних форм аграрного производства «Живое село» существовала только на бумаге. Сейчас продукцию аургазинских фермеров с одноименной этикеткой можно приобрести не только в райцентре.
— А вы пройдите на выставку во Дворец культуры, там моя жена нашу продукцию представляет. В фойе, крайний столик слева, — советует Назир Сагадеев из деревни Тюбяк, передавая покупателю последнюю упаковку сметаны. Забегая вперед отметим, что в тот субботний день в райцентре Аургазинского района проходили сразу два крупных мероприятия — второй национальный инвестиционный конгресс «Сельская Россия» и четвертый всероссийский форум «Электронный муниципалитет».
Под натиском покупателей мы отступаем от прилавка и направляемся к дворцу. Супругу Назира находим сразу же.
— Товара привезли не так много, не рассчитывали, что так быстро разойдется, — сообщила Фания Сагадеева. — Хозяйство у нас небольшое пока, но планируем расширяться.
Как рассказала собеседница, к проекту «Живое село» они с мужем подключились одними из первых, сразу, как о нем узнали. Вместе и обучающие курсы проходили.
— Я домохозяйка, работы в деревне нет, поэтому идеей развивать свое хозяйство загорелись сразу. Два года спустя могу сказать, что нисколько не жалею: проект нам помог найти выход на рынок — у нас есть места на базаре в Толбазах, в Уфе, и у себя в Тюбяке продаем, — говорит Фания. — Объемы пока небольшие — всего три молочные коровы да быки на откорм.
Собираем документы на оформление дополнительного участка земли. Тогда и скот еще возьмем, и с кормом будет проще, и можно будет рассчитывать на кредит, на технику в лизинг.
Одним словом, в будущее Сагадеевы смотрят с надеждой на лучшее.
— Когда расширимся, будет сын помогать, дочки замужем давно, у них свои семьи и заботы, — отмечает Фания.
По словам главы администрации Аургазинского района Марата Ишемгулова, проект только набирает обороты, а поле для деятельности большое — в районе около 12 тысяч личных подсобных хозяйств.
— Мы хотим, чтобы у каждого селянина был свой «колхоз», председателем которого будет отец семейства или его супруга. Чтобы не было ни проверяющих, ни командиров, а семья работала на свое благо, приобщая к труду детей, — пояснил Марат Ишемгулов. — Конечно, на участках в 20 — 30 соток вести хорошее, доходное хозяйство, тем более товарное, невозможно, земли нужно больше. Мы предлагаем всем владельцам хозяйств взять дополнительные участки, расширив усадьбы до 2,5 гектара. Более тысячи заявок уже удовлетворили.
Дополнительная площадь предоставляется как продолжение огорода, если такая возможность есть, или же выделяется участок поблизости из земель сельского поселения. Увеличить надел можно также за счет пустующих земель, даже если это земли сельскохозяйственного значения. Только сначала оформят в собственность сельсовета.
— Когда мы к этой работе приступили, проявилась особенность нашего времени — люди от земли уже отвыкли, некоторые из тех, кто подал заявление на выделение участка, впоследствии отказались от него под разными предлогами, — констатировал глава администрации. — Наша задача — объяснить селянину, что если он не возьмет землю, это сделают другие, он должен стать хозяином земли. Конечно, изменить уже устоявшуюся психологию сложно, но это жизненно необходимо, иначе в конечном итоге мы придем к разрухе и полному вымиранию села. Проект «Живое село» мы запустили не ради галочки и не ради цифр в отчетах, мы хотим помочь людям осознать, что земля — это наше все, это наша жизнь, и только от нас зависит будущее наших детей.
Активное продвижение продукции аургазинцев на рынок поставило перед администрацией района еще одну задачу — райцентру нужен современный крытый рынок.
— Строительство рынка пока в проекте, мы отводим землю и ищем инвестора, который сделает все по уму, чтобы площади работали со стопроцентной отдачей, — резюмировал Марат Ишемгулов.
Возродить село помогут агро-, эко- и этнотуризм, уверена депутат Меселинского сельсовета, доцент БАГСУ Нина Филиппова. Три года назад она вместе с единомышленниками задумала возродить пришедшую в упадок деревню Макарово, организовав инновационную туристическую структуру — тренинговый лагерь «Примула». Свой проект депутат представила на инвестиционном конгрессе.
У него несколько направлений — образовательное, событийное и сельский туризм. Возможны тематические заезды для детей, молодежи или целых семей. Первое направление предполагает тренинги. Второе — сабантуи, фестивали, конкурсы. Третье направление включает в себя все виды сельского туризма, причем как с проживанием в лагере, так и возможностью устройства в домах жителей деревни и приобщением к ведению хозяйства.
— Большую роль мы отводим самим жителям деревни. Макаровцы будут также разрабатывать туристические маршруты и создавать творческие мастерские, — пояснила собеседница.
Глобальная идея проекта — возвращение человеку навыков проживания в открытом пространстве, поэтому в лагере не будет заборов. Необычными будут и сами домики — купольные строения без фундаментов, которые собираются по принципу конструктора.
Архитектурно-строительный проект лагеря на стадии завершения. В июле-августе появятся семь домиков на 50 мест.
— Инвестором выступил местный предприниматель. Вокруг проекта уже сформировался круг партнерских и клиентских организаций, которые ждут запуска лагеря. Верим, что у нас все получится и наша деревня-лагерь станет известна на всю республику и за ее пределами, — заключила Нина Филиппова.
Толбазы — «кирпичная столица»
Бюджетных денег на все не хватает. Нужны инвесторы, которых следует заинтересовать.
— Что у нас есть? — ставит вопрос глава администрации района Марат Ишемгулов и сам же отвечает: — Люди и природные богатства. В первую очередь земля. Запасов глины, например, хватит еще на несколько десятилетий. Поэтому в районе работает самый крупный инвестиционный проект «Толбазы — кирпичная столица республики». Ни в одном городе, селе нет трех кирпичных заводов, как у нас. Третий кирпичный завод вступит в строй уже в июне-июле. Инвестор вложил в него более 1,3 млрд рублей. Продукция завода может сделать революцию в строительстве: кирпич будет стоить дешевле.
Другое богатство — вода. Инвестор вложил средства в проект «Каменская жемчужина»: разливает в деревне Каменка родниковую воду. Объемы производства двух этих предприятий несравнимы, но для нас важны не только объемы, но и открытие новых рабочих мест. Поэтому нам нужны и крупные, и средние, и малые инвестпроекты.
Александр МИТИН,
президент ассоциации сельских поселений России (Оренбург):
— Нестандартные проекты и развитие нетрадиционных промыслов на селе — веление времени. Иначе не выжить, ведь бюджетный пирог действительно не так уж велик. У Аургазинского района есть несколько интересных проектов по развитию внутреннего туризма. Если их правильно внедрить и вести, они помогут решить экономические вопросы на многие годы вперед.
Леонид КУЗЬМИН,
руководитель информагентства «Муниципальная Россия» (Екатеринбург):
— Инвестиционная политика идет рука об руку с информационной. Аургазинцы выстраивают их грамотно, соответственно, инвестиционная привлекательность растет. В информатизации Аургазинский район превзошел все ожидания. Внедрив эффективную и вместе с тем малобюджетную технологию некоммерческого партнерства «Электронный муниципалитет», он заставил информационную машину работать на себя. Результат мы видим сегодня — ни одна сельская территория страны не проводит мероприятия такого уровня, как конгресс «Сельская Россия». В этом смысле район уникален и имеет несомненное конкурентное преимущество в борьбе за инвестора.