Об этом стало известно по результатам совещания у президента страны в Сочи. Напомним, идея строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали обсуждается уже лет пятнадцать, и вот появилась надежда на ее воплощение: на совещании у Путина принято решение тщательно проработать как технический проект будущей магистрали, так и ее экономическую целесообразность.
Глава РЖД Владимир Якунин сообщил, что, несмотря на дороговизну проекта — почти триллион рублей, — в будущем он принесет прибыль в пять раз большую. С этой целью, возможно, и изменился вектор планов строительства: первоначально планировалось направление «Москва — Санкт-Петербург», теперь решено двигаться на восток — в Поволжье, и на юг — в Адлер. Первая ветка магистрали проляжет из столицы в Казань. Причем эксперты полагают, что ее могут ввести к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Далее ВСМ-2 протянется до Екатеринбурга, и самое важное для жителей Башкирии — намечается ответвление в сторону Уфы.
— Высокоскоростные магистрали пролягут из Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань в Екатеринбург с включением Перми, Уфы, Челябинска и Самары за счет рокадных ходов и рокадного железнодорожного сообщения, — заявил Владимир Якунин на совещании у Путина. Термин «рокадная дорога» применяется в военной среде. А в данном случае означает примыкание к основной магистрали.
Заметим также, что ранее Уфа не входила в проект строительства. Настойчивость главы региона Рустэма Хамитова, обращавшегося и в РЖД, и в правительство страны с обоснованиями необходимости включения территории республики в орбиту ВСМ, дала плоды.
— Мы тоже попали в стратегию строительства высокоскоростных магистралей, — прокомментировал президент республики хорошую новость из Сочи. — И буквально на днях приезжает группа специалистов, с которыми мы будем обсуждать детали прохождения этого транспортного коридора. Мы, что называется, в тренде как по автомобильному развитию (участок скоростной автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай» пройдет по Башкирии — ред.), так и по железнодорожному.
Отметим, что высокоскоростные железнодорожные магистрали для Европы не новинка. Во Франции ими пользуются до 80 процентов населения, и никого не удивляет, что можно жить за 200 километров от работы. Это расстояние французы преодолевают менее чем за час. Сегодня самый скоростной поезд в России — это «Сапсан». Он развивает скорость 250 километров в час. Однако специалисты утверждают, что имеющиеся технологии позволяют значительно увеличить этот ресурс, и тогда может произойти революция во внутренней миграции рабочих сил. Одно «но» — в той же Франции цена билета на скоростной поезд начинается от 10 евро (400 рублей — ред.). На совещании в Сочи была названа цифра в 800 рублей за самый дешевый билет на российский аналог. Так что зарплата на работе далеко от дома должна быть очень высокой.
Преимущества от строительства ВСМ на территории республики лежат, как говорится, на поверхности: это новые рабочие места, развитие инфраструктуры, возможность быстро добраться до столицы страны и в другие города. Подсчитано, что путь из Москвы в Казань займет лишь 3,5 часа вместо прежних 11,5. Так что, из Уфы в Первопрестольную можно будет добраться за десяток часов, вместо прежних полутора суток.
Наш собеседник в дирекции Куйбышевской железной дороги сообщил, что на 31 мая в правительстве республики запланировано совещание по вопросам вступления Башкирии в проект строительства высокоскоростной магистрали. Намечается участие в нем представителей генпроектировщика ОАО «Ленгипротранс» и заказчика ОАО «Скоростные магистрали». Гостранс республики планирует организовать информирование общественности региона о проекте, а также провести его экспертизу. Вся информация будет своевременно публиковаться на сайте ведомства. Наш собеседник также сообщил, что ответвление магистрали скорее всего будет на участке Янаул — Уфа.