Государственный и муниципальный заказ в прошлом году занял более 45 процентов расходов консолидированного бюджета республики — порядка 70,5 млрд рублей, или более 45%. Эффективно ли расходовались эти средства, анализирует председатель Госкомзаказа Башкортостана Сергей НОВИКОВ.
— Сергей Владимирович, сколько из этих денег пришлось на государственные и муниципальные закупки?
— Муниципальных закупок на четверть было больше, чем госзакупок — 39,1 млрд рублей. Да и за год их объем вырос почти на треть. А общая стоимость госзакупок практически не изменилась.
— Какими способами чаще всего совершались закупки?
— Основной объем закупался на открытых аукционах в электронной форме. Это, безусловно, один из положительных моментов, ведь именно они являются наиболее конкурентным и прозрачным способом размещения заказа.
Тем не менее значительный объем контрактов заключается с единственным поставщиком, а также по результатам несостоявшихся торгов и запросов котировок. Отмечу, что доля несостоявшихся процедур в госсекторе немного выше, чем в муниципальном — 33% против 29%. Есть отличия по объемам открытых конкурсов и запросов котировок — по госзакупкам это 4,5% и 7% от годового объема, по муниципальным — лишь 0,5% и 3,8% соответственно. Примерно равная доля — чуть более 9% — сформировалась по заказам без проведения торгов, как правило, это продукция и услуги естественных монополий.
— Не говорят ли эти цифры о том, что конкурентная среда еще не сформировалась?
— Развитие системы размещения заказов во многом определяется уровнем конкуренции на торгах. В 2012 году конкурентность как в государственных, так и в муниципальных закупках значительно выросла: с 2,2 до 2,6 заявки на одну закупку и с 2,2 до 2,4 соответственно. Самая большая конкуренция — на открытых аукционах в электронной форме — в среднем по 2,7 участника по госзаказам и по 2,5 участника по муниципальным заказам.
— И какую это дало экономию?
— Экономия бюджетных средств кардинально отличается в государственном и муниципальном секторах. При размещении госзаказов за прошлый год удалось сэкономить 4,3 млрд рублей, это в 1,4 раза выше предыдущего года. В свою очередь муниципальные заказы дали экономию в 2,5 млрд рублей — меньше в 1,1 раза.
— А как вы думаете, почему у них такие скромные результаты?
— Причин может быть много. Это и недостаточный уровень конкуренции на торгах. Также муниципалитеты используют децентрализованную модель размещения заказов, и периодически заказчики стараются прописать техзадание под конкретных производителей. Это сказывается на эффективности размещения муниципальных заказов.
Но главное для нас не только экономия бюджетных средств.
Автоматизация закупок — это действенный механизм поддержки малого и среднего бизнеса. По результатам прошлого года малое предпринимательство получило заказы на 1,6 млрд рублей у госзаказчиков и на 1,3 млрд рублей у муниципальных заказчиков. Это небольшие цифры, и они говорят о том, что малый бизнес на местах еще не в достаточной мере использует потенциал закупок.
— И какой вывод вы сделали из общей картины?
— Наиболее эффективно закупочный процесс проходит в госсекторе. Там более высокие темпы развития, в отличие от муниципальной системы закупок.
— С нового года все государственные и муниципальные заказчики начнут работать по новому закону о контрактной системе. Он придет на смену ныне действующему 94-му закону. Что изменится, к чему готовиться?
— Главная идея нового закона — существенное повышение качества обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет системного подхода к формированию, размещению и исполнению контрактов. Появятся такие нововведения, как система нормирования в сфере закупок, банковское сопровождение контрактов, контрактная служба заказчика, аудит и общественный контроль. На федеральном и региональном уровнях появятся органы исполнительной власти по регулированию контрактной системы.
Кроме того, новый 44-й закон дает более широкий выбор способов размещения заказа — добавятся конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Вводятся антидемпинговые меры, направленные на обеспечение качества поставляемой продукции, изменятся правила определения начальной цены госконтракта, оценки заявок на участие в госзакупках и расторжения госконтракта, будет реализован общественный и ведомственный контроль.
Закон о контрактной системе кардинально новый. Он вводит механизмы, которые никогда в России не практиковались. Отмечу, что сам по себе документ сложный и вызывает много вопросов. Конечно, всем будет нелегко. Тем не менее это шаг к развитию добросовестной конкуренции и обеспечению гласности и прозрачности закупок.