Все новости
Экономика
10 Апреля 2013, 15:39

Что у коровы на языке

Животных продолжают кормить «бумажным» сеном?

Высокоценные жмых и шрот вывозятся в другие регионы. Чем наши коровы хуже?
Высокоценные жмых и шрот вывозятся в другие регионы. Чем наши коровы хуже?
Республика много лет удерживает лидирующие позиции в стране по производству молока.

Это достижение напрямую связано с большим поголовьем коров, но, к сожалению,
не с продуктивностью: по надоям мы далеки от передовых позиций — находимся лишь на 60-м месте среди регионов России. И, как считает доктор сельскохозяйственных наук Марьям Маликова, связано это в первую очередь с халатным отношением к заготовке кормов и составлению рационов.
— Марьям Гумаровна, почему, несмотря на обнадеживающие рапорты осенью, каждую весну до окончания зимовки не хватает кормов?

— Все банально — мы не умеем их готовить. Многие продолжают гнаться за количеством. Заготавливают тысячи тонн сена, сенажа, силоса, но при этом забывают о технологии. В итоге добрая часть кормов к середине зимовки превращается в навоз, а оставшаяся имеет очень низкую питательность. А ведь и без того корма, заготовленные в засушливый год, скудны по энергии, содержанию белка и витаминов. Прошлогоднее сено, силос и сенаж беднее позапрошлогодних на 20 — 25 процентов. Поэтому нынешней весной многие хозяйства уже страдают от бескормицы. Хотя осенью, после сдачи отчетов, картина была не столь удручающей. Многие сельхозпредприятия отчитались о заготовленных 20 — 40 центнерах кормовых единиц на условную голову скота. Добрая же часть этих кормов оказалась только на бумаге. А «бумажными» кормами корову не насытишь. Есть простая формула. Одна качественная кормовая единица, скормленная корове, — это килограмм молока, и так по нарастающей. У нас даже отстающие хозяйства составляют рационы минимум на десять кормовых единиц на голову, а по факту надаивают по 5 — 6 килограммов.

— Как же исправить ситуацию?

— Очень просто: надо серьезно относиться к кормопроизводству. По примеру хороших домохозяек, у которых все вкусно и сытно. Для каждого вида корма есть своя технология. Не буду в нее углубляться. Есть и пошаговые инструкции для производства качественного сена, сенажа, силоса. В крайнем случае, можно заказать научное сопровождение. Мы часто выезжаем в хозяйства и курируем весь процесс — от составления севооборота до складирования сена или закладки сенажа в ямы. Жаль только, многие руководители считают, что можно обойтись без скрупулезного соблюдения технологии.

Простой пример. Мы несколько лет обеспечивали научное сопровождение производства кормов в Ишимбайском отделении Зирганской МТС. В результате даже в прошлом засушливом году там заготовили полуторагодовой запас качественного сенажа и силоса. Как результат, хозяйство обеспечило богатый рацион своим животным и даже имеет возможность продавать корм соседям.

Вообще, скажу я вам, качественный рацион дорогого стоит. Если кормить некачественным силосом или сенажом стельных коров и телок, то у родившихся телят может развиться ацидоз, что неминуемо вызывает массовый падеж. Ко мне в прошлом году обратилась аспирантка, работавшая в одной из республиканских МТС, которая имеет семь филиалов. Она попросила помощи в улучшении качества заготовки сенажа, мол, процесс его закладки идет с грубыми нарушениями. Я обратилась к руководству машинно-технологической станции, предложив свою помощь, но получила отказ. Позже узнала, что падеж телят в период отелов на фермах этого предприятия стал массовым явлением.

На корма не надо жалеть средств. Они окупаются.

— А как быть весной, когда другого корма нет?

— Можно добавлять в рацион патоку, адсорбенты. Патока — это богатый углеводами продукт переработки сахарной свеклы. В качестве адсорбентов подойдут кормовой мел или пищевая сода. Есть еще и цеолиты — уникальные природные минералы, изучением которых, кстати, я занимаюсь в течение трех десятков лет. Их добавление в корм полезно для животных. В республике сравнительно недавно были открыты цеолитовые месторождения, наиболее крупные из них — Сибайское, с запасом более 5 млн тонн, и Тузбекское — более 7 млн тонн. Результаты изучения состава цеолитов башкирских месторождений показали, что по содержанию ряда химических элементов они превосходят цеолитовые породы из других регионов. Жаль только, применения они пока не находят.

— Почему же мы не умеем использовать свои богатства?

— Непонятно. Резервов предостаточно. У нас есть крупный маслозавод в Чишмах. А такие высокоценные для животноводства отходы производства, как жмых и шрот, в большинстве своем вывозятся в другие регионы. Хотя белка в них в три раза больше, чем, к примеру, в ячмене. Использование жмыха и шрота позволило бы значительно экономить зерно, которое нынче дорого. Об этих «непонятках» надо бы говорить на различных семинарах и совещаниях. Но наши чиновники не способны, похоже, проявлять инициативу: столько неиспользуемых резервов в республике, а мы продолжаем кормить скотину бог знает чем. При таком подходе, конечно, будет тяжело сохранить поголовье. Наши старые добрые бестужевские буренки при дефиците корма сразу же перестанут давать молоко, поскольку питательные вещества пойдут только на жизнеобеспечение. А черно-пестрые коровы, особенно импортной селекции, будут доиться до последнего вздоха. То есть бескормица может привести к их быстрой гибели.
Досье

Марьям Маликова родилась в деревне Байназарово Бурзянского района. После школы работала дояркой, учетчицей на ферме. В 1962 году поступила в Башкирский сельскохозяйственный институт. В 1975 и 1981 годах защитила кандидатскую диссертацию. С 2003 года — доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Всю свою жизнь посвятила изучению кормовых рационов, питательности кормов. Она почетный профессор Уральской академии ветеринарной медицины.
Читайте нас: