Последнее время на торговлю так и сыплются запреты, один другого строже. Сначала вне закона поставили продажу в нестационарных объектах пива, затем сигарет, а вот теперь добрались до ни в чем не повинных овощей и фруктов.
Проходя по улице, их уже не купишь. Об этом сообщил заместитель главы администрации Уфы Марат Галиуллин на пресс-конференции в мэрии города.
Речь идет именно о торговле овощами и фруктами с лотков. С машин их продавать пока разрешается. Правда, в строго определенных местах, которых на нынешний год отведено в столице около ста — чуть меньше, чем в 2012-м. Другой вариант торговли апельсинами и картошкой — стационарные магазины, в которые они, видимо, со временем переберутся окончательно. На улице останутся только мороженое, квас, цветы да семена.
Другой запрет касается так называемой разносной торговли. Теперь нельзя предлагать товар покупателям на дому, по месту работы или учебы, в транспорте, на улицах и в иных подобных местах. Исключение сделано опять же для мороженого, безалкогольных напитков, а также кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке, подчеркнул Марат Галиуллин.
Он также отметил, что с введением запрета на продажу пива в нестационарных объектах в Уфе закрылись 62 павильона и киоска, из них 48 — на остановках, а 86 торговых точек изменили специализацию. Напротив, на магазинах шаговой доступности нововведение сказалось положительно, подстегнув оборот. Последним гвоздем в гроб киосков стал антитабачный закон.
Набережная осталась без кафе
Одновременно с киосками поубавится нынче в городе и летних кафе. Если в прошлом году таковых было 160, то в этом останется 129. Из них большая часть — это террасы при стационарных кафе и ресторанах. Пустовато станет на центральных площадках столицы, где оставлено всего 9 мест под сезонные предприятия общественного питания, а также в парках — там разместятся 20 временных кафешек.
Совсем не будет шашлычных и прочих заведений, где можно перекусить, около монумента Дружбы, а также на набережной вплоть до памятника Салавату Юлаеву.
— Это связано с тем, что к 2015 году мы должны выстроить там классическую набережную, — пояснил столь кардинальное решение Марат Галиуллин. — Работы по благоустройству начнутся уже в этом году.
Пятая часть товарооборота города, по словам вице-мэра, проходит через торговые сети. Однако это не предел: предполагается, что к 2015 году на сетевые структуры будет приходиться третья часть столичной торговли, а к 2020-му — половина.
— В большей степени мы поддерживаем развитие местных, республиканских сетей, — заявил Марат Галиуллин. — Но не отказываемся и от захода федеральных сетевых структур, которые несут с собой передовые технологии.
Увы, наряду с плюсами имеется здесь и серьезный минус.
— Федеральные сети всегда обозначают долю местных товаров в своих магазинах, говорят, что будут их поддерживать, однако слова зачастую расходятся с делом, — признал вице-мэр. — Продукцию местных производителей выдавливают с прилавков.
Между тем идея потреблять товары, которые произведены в республике, по-прежнему актуальна. К примеру, сейчас разворачивается акция «Продукт Башкортостана», объявленная госкомитетом по торговле. Если продукция произведена в республике, а ее качество отслеживается государственными органами, это вызывает у людей доверие, и товары будут востребованы, уверен Марат Галиуллин. От этого выиграют как жители, так и экономика города и республики.
— Мы эту акцию поддерживаем и будем нацеливать предприятия Уфы на участие в ней, — подчеркнул вице-мэр.
Пенсионеры встали на лыжи
В минувшем году столицу посетило 685 тыс. туристов — в два с половиной раза больше, чем в 2011-м. Увеличившийся турпоток сопровождался ростом вложений в эту сферу, в два раза увеличилось и число турфирм, организующих экскурсии по Уфе.
В рамках городской программы развития въездного и внутреннего туризма особенно расцвел социальный туризм, в значительной части оплачиваемый за счет городского бюджета, сообщила начальник отдела координации и регулирования услуг администрации столицы Ольга Завьялова.
— В минувшем году мы сделали акцент на активный отдых, — пояснила она. — Туры рассчитаны на два-три дня и адресованы активным пенсионерам, которые желают покататься на лошадях, на лыжах, посетить какие-то места.
В поездках в Анталию, Санкт-Петербург, горнолыжный центр «Павловский парк» приняло участие 600 человек. По словам Ольги Завьяловой, в 2013 году предполагается придерживаться этой же цифры. Кроме того, 1,3 тысячи школьников побывали на экскурсиях по Уфе с посещением музеев или крупных промышленных предприятий.
В социально ориентированных магазинах Давлеканово пакет «своего» молока жирностью 3,4% стоит 31 рубль, в остальных — рубля на два-три дороже (в Уфе — 33 — 37 рублей). Хлеб, поставляемый четырьмя местными мини-пекарнями, как белый, так и черный, обходится в 18 рублей (в Уфе белый хлеб — 17 рублей, ржаной — 20 рублей).
Мясо давлекановцы предпочитают домашнее. Их потребность удовлетворяют сельчане и фермеры, а также два местных перерабатывающих предприятия — Давлекановский комбинат мясных полуфабрикатов и «Якорь».
В местных сетевых магазинах «Пчелка» и «Салям» за продуктами республиканских производителей выстраиваются очереди. Причина — в низких, по сравнению с другими торговыми точками, ценах практически на каждый товар. Поскольку покупатели предпочитают местные товары, торговые предприятия участвуют в акции «Выбирай свое — покупай родное». За «свой» товар выступали в Давлеканово шесть магазинов сетей «Магнит» и «Полушка», розничный рынок и около 20 магазинов шаговой доступности.
В 2012 году в городе открылось 139 торговых объектов. Строится 25 комплексов, треть из которых введут в 2013 году. Наиболее крупные из них — «Лента», «Меркурий», «Планета».
На 1 тыс. жителей в Уфе приходится 1 тыс. 33 кв. метра торговых площадей (норматив — 903 кв. метра) и 33 посадочных места в кафе и ресторанах (норматив — 40).
По обороту розничной торговли Уфа занимает второе место среди городов-миллионников, по обороту общественного питания — третье. Первое место — у Екатеринбурга.