Все новости
Экономика
22 Февраля 2013, 06:04

Взлёт с площадки холдинга

КумАПП выходит из затяжного пике

Вертолеты КумАПП незаменимы в любых условиях.
Вертолеты КумАПП незаменимы в любых условиях.
Вертолетостроение — одна из немногих отраслей российской экономики,
где происходит стабильный рост. Кумертауское авиационное производственное предприятие обеспечивает значительную часть этого роста, выпуская одни из самых надежных и безопасных вертолетов в мире, которые используются силовыми структурами, поставляются в Индию и Китай, сертифицированы в Европе и Северной Америке. О гордости российского авиапрома и о перспективах отрасли «РБ» рассказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров.

— Что представляло из себя Кумертауское авиационное производственное предприятие до интеграции в холдинг «Вертолеты России»?

— Четыре года назад предприятие было на грани банкротства. Только вдумайтесь, в 2008 году прибыль предприятия составляла всего 90 тыс. рублей. Можно сказать, что ее не было. За четыре года нам удалось буквально возродить КумАПП. Выручка возросла в 5,5 раза — до 10 млрд рублей. Объем товарной продукции — в пять раз, до 9,4 млрд рублей. В прошлом году прибыль составила 12 млн рублей. Увеличение заказов позволило расширить штат — численность работников предприятия увеличилась на 217 человек. В два раза выросла зарплата — с 9,8 до 18,1 тыс. рублей в месяц.

Эти цифры позволяют приступить к глубокой модернизации. Сначала оздоровление идет в цифрах, появляются ресурсы, а потом проходит еще какое-то время, и работники, поставщики, покупатели продукции, просто жители города начинают видеть, как меняется предприятие и среда вокруг него.

— За счет чего удалось добиться таких результатов?

— Первое и самое главное — сегодня вся выручка поступает на предприятие. Раньше она шла посредникам, которые направляли средства только на зарплату и коммунальные услуги. Теперь у КумАППа появились деньги для модернизации и расширения производства. За четыре года доходы только от сервиса выросли более чем на 20 млн рублей.

Мы серьезно подтянули производственные процессы, восстановили контроль за качеством материалов и комплектующих, одним словом, внедрили стандарты работы, принятые на остальных предприятиях «Вертолетов России».

Благодаря централизации снабжения и долгосрочным контрактам с поставщиками нам удалось почти на треть снизить стоимость материалов и повысить надежность поставок. Из цепочки исключены посредники, закупка производится напрямую у заводов-изготовителей. На КумАПП централизованно поставляется более 300 наименований комплектующих изделий и материалов на сумму более 1,6 млрд рублей в год.

— Как «Вертолеты России» планируют дальше развивать КумАПП?

— Поскольку КумАПП теперь входит в холдинг, оно может не только поставлять потребителям конечную продукцию, но и обеспечивать узлами и агрегатами другие предприятия холдинга. Для этого мы изменим структуру производства. Будут созданы специализированные производства узлов и агрегатов, центры компетенции по отдельным видам продукции.

Мы рассматриваем инвестпрограмму, согласно которой только в создание специализированных производств и центров компетенций в ближайшие шесть лет может быть вложено 5,2 млрд рублей. В 2013 году на предприятие планируется запустить центр натурных (ресурсных) испытаний. Мы также рассматриваем возможность создания целого ряда новых производств агрегатов и комплектующих. Сейчас изучаются условия для запуска в 2014 году производства агрегатов несущих систем и лопастей из полимерных композиционных материалов (ПКМ) для вертолетов Ка-52К и Ка-62. В 2016 году предполагается наладить серийный выпуск топливных баков из резинотехнических изделий для всех моделей вертолетов, выпускаемых в холдинге. Кроме того, к этому времени планируется завершить проект современного высокоэффективного производства деталей и панелей фюзеляжей из ПКМ. Наконец, в 2017 году может быть открыто производство авиационных подшипников для авиастроительной и вертолетостроительной отраслей.

— Куда будут поставляться эти узлы и агрегаты?

— На другие предприятия холдинга. КумАПП уже сейчас получает дополнительные заказы за счет внутрихолдинговой кооперации. Часть заказов, возможно, будет приходить с рынка.

Реструктуризация направлена именно на то, чтобы сохранить КумАПП как важную часть холдинга. Сейчас 90% продукции предприятия — это готовые вертолеты. После завершения модернизации вертолеты будут составлять 48% продукции, а еще 52% продукции будут давать центры компетенции, специализированные производства агрегатов и продукции для других предприятий Башкортостана и России.

— Как относится правительство республики к планам «Вертолетов России» по модернизации КумАППа?

— Приветствует и поддерживает их реализацию. Мы заключили соглашение с правительством о расширении объемов производства продукции в интересах предприятий республики. Если благодаря «Вертолетам России» КумАПП сможет глубже интегрироваться в российскую вертолетостроительную отрасль, то поддержка республиканского правительства обеспечит более плотное вовлечение завода в региональную кооперацию. Если сегодня КумАПП производит для других предприятий республики всего один процент от объема собственного производства, то к 2017 году эта цифра достигнет 10 процентов.

— Не секрет, что работники авиапредприятия обеспокоены сокращением. Так уж ли они необходимы?

— Сокращения почти всегда неизбежны при модернизации, реструктуризации производства. Закупается новейшее оборудование, для его обслуживания нужно меньше сотрудников. Но увольнения не будут значительными, хотя в 2013 — 2014 годах число работников будет сокращено. Однако уже в 2015 году, с пуском основных специализированных производств, мы снова начнем нанимать персонал. Сотрудники, подпавшие под сокращение, будут приниматься на работу в первую очередь. К 2016 году планируем взять 700 человек. Новое оборудование позволит не только улучшить условия работы, но и повысить производительность труда, а значит, увеличить зарплату. Ведь невысокий уровень зарплаты на многих предприятиях зачастую обусловлен именно низкой выработкой. За те четыре года, которые прошли с момента вхождения КумАПП в холдинг, выработка на одного работника возросла больше, чем в семь раз, — с 316 тыс. рублей до 2,4 млн рублей.

«Вертолеты России» участвуют в глобальной конкуренции, мы вынуждены жить по довольно суровым законам мирового рынка, одним из ключевых требований которого является производительность и эффективность. С каждым годом для выпуска одного и того же объема продукции нужно все меньше людей. Чтобы сохранять занятость, необходимо постоянно расширять производство. Именно по этому пути мы и намерены идти дальше.

— Откуда вы планируете привлекать кадры на КумАПП?

— Для развития предприятия, безусловно, нужны талантливые инженеры мирового уровня, понимающие ситуацию в отрасли в целом, способные разрабатывать инновационные продукты, которые будут конкурентоспособны на мировом рынке. Конечно, число таких специалистов ограничено, но работа бок о бок с ними даст очень много в смысле знаний, опыта и квалификации другим сотрудникам КумАПП. Но в целом мы, конечно, ориентируемся на местные кадры. Будем заниматься переквалификацией и возвращать на производство тех, кому мы не сможем предоставить работу во время реструктуризации предприятия. Во-вторых, станем привлекать молодежь, студентов из Башкортостана, которые будут нужны на обновленном предприятии.

— Чем сегодня живут российские производители вертолетов? Каковы современные достижения?

— Холдинг входит в пятерку лидеров мирового вертолетостроения. На мировом рынке мы занимаем десятую долю гражданского сегмента и пятую часть военного. На огромной территории у нас практически нет конкурентов — это Россия, страны СНГ, многие развивающиеся рынки.

В прошлом году мы представили новую модель среднего многоцелевого вертолета Ка-62. Это будет надежная, легко управляемая, экономичная машина. При ее создании мы применяли современные композитные материалы. Это будущее авиационной техники, самые передовые и инновационные разработки, которые только существуют в мире сегодня.

— Выходит, разговоры об упадке отечественной науки и отставании в инновациях преждевременны?

— Разумеется. Мы объединили научный и производственный потенциал отрасли. У нас очень много талантливых инженеров, конструкторов, ученых и управленцев. Это и дает нам возможность быть конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Сегодня ведь научный мир не имеет границ — во многих странах ведутся международные разработки. Взять те же композиты. В Германии есть целый центр, который занимается разработкой новых композитных материалов. В нем сотрудничают ученые и специалисты-практики со всего мира. «Вертолеты России» являются партнерами этого центра.

— Есть ли еще примеры удачного международного сотрудничества?

— Конечно. По соглашению с итальянской компанией Agusta Westland и будем разработывать новый вертолет легкого класса.

Мы успешно сотрудничаем с компаниями на развивающихся рынках — в Китае, Африке, Латинской Америке.

— Говорят, наши боевые вертолеты закупает даже Пентагон.

— Качество наших машин, их надежность и неприхотливость делают их практически незаменимыми в условиях сурового климата или сложного ландшафта. Неудивительно, что они пользуются спросом у военных ведомств других стран.
Справка

Холдинг «Вертолеты России» образован в 2007 году, но ключевые предприятия имеют более чем 60-летнюю историю. В составе холдинга — конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, а также сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределам. Основные производственные предприятия — «Казанский вертолетный завод», «Роствертол», «Улан-Удэнский авиационный завод», «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» и «Кумертауское авиационное производственное предприятие». «Ступинское машиностроительное производственное предприятие» и «Редуктор-ПМ» производят комплектующие изделия.

По состоянию на 2012 год на долю «Вертолетов России» приходилось около 85 процентов российского рынка вертолетов и 14 процентов всех мировых продаж в долларовом эквиваленте.
Читайте нас: