Все новости
Экономика
8 Февраля 2013, 15:56

Девятый свал

Переработка мусора нечётко оговорена законодательством

А вообще-то проблемы у нас не только со сбором ТБО.
А вообще-то проблемы у нас не только со сбором ТБО.
Вопросы переработки твердых бытовых отходов (ТБО) вот уже несколько лет довлеют над нашей республикой. Еще на специальном совещании в прошлом сентябре Рустэм Хамитов назвал проблему запутанной и сложной, не имеющей однозначного решения. А в своем ежегодном послании он охарактеризовал ситуацию как «не выдерживающую никакой критики». Однако подвижек в этом деле до сих пор нет. Так считают депутаты Госсобрания республики.
То, что весеннюю сессию парламентарии начали с дискуссии по проблемам окружающей среды, неудивительно. Экологии посвящен весь наступивший год. Но вот как будут утилизировать отходы, пока неясно. Понятно только одно: региону катастрофически не хватает ни полигонов для хранения ТБО, ни мощностей для их переработки. Как пояснил председатель комитета Госсобрания по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Наиль Кутлугильдин, к 2011 году республика накопила более миллиарда тонн отходов. (Скромный подсчет показывает, что это 200 тысяч полностью загруженных железнодорожных составов). В переработку же пошло только тринадцать процентов, и лишь менее одного было обезврежено. Остальные так и лежат на свалках или, в лучшем случае, захоронены. Хотя этот метод никак не способствует улучшению экологической обстановки и вообще считается даже не вчерашним, а позавчерашним днем. Сейчас отходы перерабатывают и извлекают из них колоссальные прибыли. Однако, как выяснилось, прежде чем осваивать новые технологии, нужно решить массу других вопросов. Большинство из них находится в ведении минэкологии и природопользования, поэтому его деятельность депутаты подвергли довольно резкой критике. В первую очередь — за медлительность. «Судя по формулировкам в отчетах, министерство пока еще только ведет эксперименты по организации сбора твердых бытовых отходов, — подчеркнул председатель комитета. — Но зачем экспериментировать, если весь цивилизованный мир уже давно составил методики раздельного сбора ТБО и успешно работает по ним? Пора уже организовать работу, а не заниматься поисками новых путей».

Парламентарий также обратил внимание на то, что в документах ведомства нет конкретной статистики по количеству протоколов в адрес управляющих жилкомпаний. Работа по сбору ТБО лежит на них, но ради экономии нередко мусор убирают раз в два дня. В итоге захламляются целые кварталы, хотя за вывоз мусора жители платят регулярно.

Правда, совсем уж обвинять минэкологии в бездействии тоже нельзя. Как пояснила замминистра ведомства Ольга Лаздина, в минувшем году за несвоевременный вывоз ТБО было собрано двадцать миллионов рублей штрафов и ликвидировано более 700 несанкционированных свалок. Но это капля в море, и к тому же раздельный сбор твердых бытовых отходов сопряжен с рядом проблем. По утверждениям специалистов, это требует больших затрат. И в первую очередь в связи с повышением транспортных расходов за счет большего количества рейсов и числа накопительных емкостей. Иными словами, сбор отходов — дело убыточное. Разрешить это противоречие можно, по мнению специалистов, только если весь путь отходов — от образования до конечного пункта — будет контролировать одна компания. Но при условии, что муниципалитеты будут выполнять свои обязательства. А если учесть, что в решении утилизации ТБО республика сделала ставку на инвесторов, то нужно создавать условия для их привлечения. И работа в этом плане ведется, определенные подвижки есть. Однако и отлаженным процесс назвать нельзя. По словам источника, близкого к нашей газете, не так давно известная немецкая фирма решила строить на территории республики комбинат по утилизации ТБО, но столкнулась с упорным противодействием местных властей. В итоге компания была вынуждена отказаться от своих намерений.

Как стало ясно в ходе обсуждения, твердые бытовые отходы — это только одна сторона проблемы. Другая — отходы промышленные. В республике их большей частью образуют горно-рудные предприятия, и, как поясняет Ольга Лаздина, они утилизируются лишь в малых объемах. И хотя инвесторы, готовые вложиться в этот бизнес, есть, поставить дело на широкую ногу пока не удается. В первую очередь потому, что отходы предприятия — это его собственность. И на них существуют точно такие же права, как на землю или имущество. Поэтому прежде чем приступать к их утилизации, нужно проводить процедуру отчуждения. Другим камнем преткновения, по утверждению экспертов, являются противоречия в российском законодательстве. С одной стороны, промышленный мусор считается просто отходами, а вот по закону о недрах места его скопления являются техногенными месторождениями. Иными словами, в копящихся отвалах пород скапливается столько полезных ископаемых, что при острой необходимости можно вести их повторную добычу. В итоге так и неясно, чем же их считать на самом деле.

Так есть ли у республики шансы сделать стартовый рывок в борьбе с отходами именно в год защиты окружающей среды? Вопрос пока остается открытым.
Читайте нас: