Если верить народной примете, судя по количеству снега, хлебом мы к осени будем обеспечены с солидным запасом: коммунальным и дорожным службам приходится в прямом смысле перелопачивать тонны сырья для снеговиков. Последних, в отличие от зерна, мы сейчас можем экспортировать на ура. Знакомый по секрету сказал, что в Уфе даже объявили какую-то третью категорию сложности для ЖКХ. Но, и не разбираясь в этой специфике, видно, что работы проводятся в авральном режиме, благодаря чему столица «идет» и «едет». А что за городом? Как поживают важнейшие магистрали республики? Вместе со специалистом Управления автомагистрали Самара — Уфа — Челябинск Ильдаром Ахмадеевым отправляемся на федеральную трассу «Урал».
Если в мегаполисе температура воздуха около нуля, то за городом большое табло над шоссе показывает минус два градуса. Хотя по ощущениям кажется, что все десять. Сильный ветер перегоняет через дорогу снежные облака, видимость местами снижается до ста — ста пятидесяти метров. Тому, кто за рулем в такую погоду, точно не позавидуешь.
Впрочем, дорога оказывается в приличном состоянии. Конечно, из трех полос магистрали полноценных осталось только два ряда, но движение нигде не затруднено. То и дело взгляд выхватывает по обочинам проблесковые маячки спецтехники. Обгоняем грейдер, спустя несколько минут — группу «КамАЗов» с разбрасывателями песчано-соляной смеси.
— На трех главных магистралях республики сейчас работают почти 120 единиц техники, — говорит И. Ахмадеев. — Это комбинированные дорожные машины — те самые «КамАЗы», которые вы только что видели, грейдеры, бульдозеры и шнекороторы. Причем ночью количество техники снижается незначительно, до 80 — 90 машин. Благодаря слаженной работе дорожников с февральским снегом справляемся успешно. Все магистрали в рабочем состоянии.
Делаем небольшую остановку, чтобы получше рассмотреть новинку — комбинированную дорожную машину с двумя отвалами. Один расположен впереди, другой — справа. Это позволяет захватывать более широкий участок дороги. Плюс разбрасыватель пескосоляной смеси производства США. Такую технику в нашей республике можно по пальцам пересчитать.
— Сегодня, так сказать, боевое крещение машины, — рассказывает ее водитель, мастер дорожных работ ДЭП-104 Артем Хамидуллин. — Помимо двух отвалов, до 12,5 кубометра увеличена емкость кузова из «нержавейки», куда входит больше смеси.
Бригада на службе с половины девятого утра. Смена длится 12 часов для рабочих и сутки — для мастера. В зоне ответственности 64 километра дороги от Уфы до Языково. Режим движения реверсивный. До конца участка, разворот — и обратно.
— Бригады работают в тесной связи с полицией, — добавляет Артем. — Информируем друг друга о ДТП и других сложностях на дороге.
Еще один важный момент — оперативность информации об изменениях погоды. Помимо взаимодействия с гидрометцентрами Башкортостана, Оренбургской области и Татарстана, дорожники получают данные с 14 автоматизированных систем метеообеспечения, установленных на трех магистралях — М-5 «Урал», М-7 «Волга» и Р240 Уфа — Оренбург. Эти погодные станции определяют интенсивность осадков, направление и силу ветра, состояние дорожного полотна и каждые полчаса отправляют информацию в центр управления производством автодороги Самара — Уфа — Челябинск, откуда корректируется работа бригад.
— Вот паразит! — бросает водитель нашей легковушки, вновь выруливая на трассу. Оказывается, в нас чуть не въехала темная «Нексия», которую основательно занесло при перестроении с полосы на полосу. — И ведь многие так гоняют, будто летом. Отсюда и аварии.
Но набрать скорость не удается, впереди два тягача с мигалками и спецприцепами, на которых громоздится «негабарит». Грузовики идут из Москвы транзитом в Сибирь.
Во время короткой остановки водитель первого «Мана» Сергей сообщает, что груз предназначен для нефтеперерабатывающего завода. «Сложно ли ехать в такую погоду?» — спрашиваем в ответ. «Не особенно. Главное, дорога чистая, а к остальному привыкли», — улыбается собеседник.
А вот что непривычно нам, так это яркая, как у инспектора ДПС, куртка еще одного водителя. На этот раз обычной фуры. Его мы замечаем издали — на небольшой стоянке очищает ото льда номер грузовика. В углу номера белорусский флаг.
— Сам из Бреста, — охотно отвлекается Андрей Шиндыч, — а груз везу в Казахстан. У вас не был уже семь лет. Дорога в регионе, по сравнению с другими областями, заметно улучшилась и хорошо очищается. Даже ночью и в метель ехать можно достаточно быстро.
По словам дальнобойщика, яркая спецодежда — обязательное требование в Европе. Но, судя по ненастной погоде, и у нас такая экипировка не лишняя.
Вновь забираемся в теплый салон своего авто и рулим назад.
— Февральская погода переменчива, — задумчиво произносит Ильдар Ахмадеев. И тут же сводит мысль к работе: — Но для нас снегопад неожиданным не бывает. Для этого и трудимся.
Один из сложных участков трассы М-5 — район поселка Иглино. По информации некоторых водителей, 5 февраля там было затруднено движение. Как пояснили газете в диспетчерской службе ФКУ «Управление автомагистрали Самара — Уфа — Челябинск», на трассе произошло столкновение двух легковых автомобилей, и госавтоинспекторы осматривали место ДТП.
Столь значительный объем снега выпал в Стерлитамаке впервые за четыре года. К утру 6 февраля его толщина достигла 44 сантиметров. Некоторым горожанам пришлось оставить свои запорошенные с «горкой» автомобили во дворах и, увязая в снегу, идти на остановку общественного транспорта. На больших автострадах дела обстоят получше: троллейбусы и маршрутки бойко курсируют по открытому полотну дороги, достаточно много в потоке и личных авто.
На борьбу со стихией жилищно-коммунальные предприятия направили 91 единицу уборочной техники. Еще 35 машин вывели городские предприятия, сообщили газете в администрации Стерлитамака.
— Техника, работая в круглосуточном режиме, расчистила центральные магистрали города, так что помех для движения транспорта нет, — сообщил «РБ» исполняющий обязанности заместителя главы Мадехат Зарипов. — К 11 часам утра были расчищены подъезды к предприятиям и торговым центрам. Затем очередь дойдет до проезжих дорог локального значения, а потом будет расчищаться частный сектор.
А что же со снеговыми завалами внутри кварталов многоэтажек, которые от души костерят и пешеходы, и водители? По словам Зарипова, уборкой внутриквартальных территорий занимаются 29 единиц техники. Даже навскидку можно заметить, что этого маловато для трехсоттысячного города. Впрочем, отчаявшись ждать появления грейдера, иные жители, как правило мужчины, вооружаются лопатой и приводят в порядок территорию возле подъезда и парковок.
По информации городской аварийной службы «05», которая мониторит все узловые точки города, на восемь утра аварийных отключений не было. В городском штабе, который координирует работы по уборке улиц, сообщили, что держат ситуацию под контролем.
В Баймаке дорожные службы боролись со снегом всю ночь. Обстановка в районе спокойная, заторов, заносов и ограничений движения транспорта нет. Аналогичная ситуация и в Абзелиловском районе. Мало того, местная дорожная служба района оказывает помощь соседней Челябинской области. А в Хайбуллинском районе дорожникам помогают фермеры. «Несмотря на снежную зиму, ЧП избежать удалось», — сообщили «РБ» в местной администрации. По ее данным, работа по расчистке межпоселковых дорог ведется, трассу обрабатывают. В любой населенный пункт можно проехать без проблем.
В Краснокамском, Татышлинском и Янаульском районах серьезных ЧП, вызванных непогодой, также не произошло. Беспрерывная работа дорожной техники позволила избежать заносов как на федеральных трассах, так и на внутрирайонных дорогах. В Калтасинском районе на некоторое время оказалась в снежном плену деревня Тойкино. Но оперативно выдвинутая к месту событий тяжелая техника в короткий срок ситуацию нормализовала.