Подписание протокола о намерениях между правительством Башкирии и компанией «Хунхуа СНГ» взорвало интернет — на российском рынке тяжелых буровых установок (БУ) может появиться новый игрок. Пользователи сети по этому поводу высказывают разные точки зрения, среди которых преобладает одна: региону несказанно повезло — в случае успешной реализации проекта на город Ишимбай, где размещается площадка под будущий завод, чуть ли не золотой дождь прольется. Так ли это на самом деле? Журналисты «РБ» выехали туда, чтобы оценить перспективы производства на месте.
Ишимбай — первенец башкирской нефти, городом, индустриальным центром он стал благодаря добыче «черного золота». Доля «нефтянки» в общей структуре местной экономики до сих пор солидная. Но уже не определяющая.
— Сегодня более 20 процентов собственных доходов бюджета формируют предприятия машиностроения, — говорит глава администрации Ишимбайского района Марат Гайсин. — Их у нас шесть. И то, что появится новый, нас только радует. Диверсификация экономики очень важна.
Говоря о диверсификации региональной экономики, нельзя не упомянуть и о том, что Ишимбай наравне с Салаватом и Стерлитамаком входит в создаваемый нефтехимический инновационный кластер. По кластерной схеме, как планируется, будет работать и новое предприятие.
Впрочем, о своих планах представители Сычуаньской компании «Хунхуа Групп» особо не распространяются. Одна из причин — жесткая конкурентная борьба на данном рынке. В России подобную продукцию производят в Екатеринбурге и Волгограде, так что китайцам, создавшим совместное предприятие с российскими ВТБ Лизинг и «Уралвагонзаводом», придется еще побороться за потребителя.
— Планируем годовой объем выпускаемой продукции в 9 миллиардов рублей, — отметил во время подписания протокола в Уфе гендиректор Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко. — Поставили для себя такую планку. Изначально это будет сборочное производство с локализацией, потому что мы не стали ждать: уже есть заказчики в лизинговых компаниях, в том числе и в ВТБ Лизинг. Мы уже участвуем в аукционах, конкурсах нефтяных компаний, например, «Роснефти».
В ишимбайской машиностроительной компании «Витязь», структурно входящей в «Уралвагонзавод», готовы оказывать содействие в скорейшем запуске нового производства.
— Оно расположится на площадке, которая раньше принадлежала нашему предприятию, — объясняет первый заместитель гендиректора «Витязя» Алексей Клугман. — Город предложил ее инвестору. Мы же планируем, что первоначально будем оказывать услуги по хозяйственным договорам.
Почему была выбрана Башкирия? Ведь проект разрабатывается в рамках подписанного правительствами России и Китая меморандума, и созданное для этих целей совместное предприятие рассматривало несколько площадок по всей стране: в Подмосковье, Самаре, Оренбурге, Нижнем Тагиле...
Руководство «Витязя», узнав о наличии такого интереса, предложило «Уралвагонзаводу» рассмотреть площадку в Ишимбае. На заводе к тому же имеются свободные мощности для дальнейшей локализации производства.
— В Ишимбай комиссия приехала в последнюю очередь, как ее участники признавались, «поужинать», — рассказывают свидетели событий прошлой осени. — По всей видимости, увиденное на «Витязе» и в городе, преференции, которые республика предлагает инвесторам, создающим новые производства, перевесили все иные доводы, и они выбрали башкирский городок. Но вначале китайцы задавали много вопросов: об уровне преступности в городе, возможности размещать специалистов, обременениях на земельный участок...
Следует заметить, что местная власть беспрецедентно быстро рассмотрела все вопросы с отводом земли и уже в предновогодние дни оформила передачу площадки в аренду. «Хунхуа» в ближайшее время будет заниматься адаптацией проекта под местные реалии, в 2014 году начнется строительство, а в 2015 году — выпуск продукции.
По другим сведениям, уже на следующий год возможно начать отверточное производство из комплектующих, произведенных в Китае. В перспективе локализацию производства доведут до 80 процентов. «По крайней мере, металлоконструкции возить из Поднебесной нерентабельно, даже исходя из того, что их сталь дешевле нашей», — заметили опрошенные нами эксперты. Для примера, одна буровая установка занимает 60 — 80 железнодорожных вагонов, поэтому наличие у «Витязя» собственных подъездных путей также сыграло немаловажную роль.
Портал neftegas.ru оценивает объем рынка бурового оборудования приблизительно в 20 млрд рублей в год. Однако уже в ближайшие пять лет он может вырасти до 32 млрд в связи со старением парка БУ, активизацией разведочных и буровых работ. Только для поддержания парка в рабочем состоянии российским компаниям скоро понадобится не менее 340 новых БУ. Основную часть этого парка составляют российские производители, но их доля ежегодно уменьшается: если в начале двухтысячных в стране импортные БУ были редки, то уже к 2010-му их объем превысил 70 процентов от рынка. На первой волне возросшего спроса поставки буровых установок организовали около 20 иностранных компаний, но закрепиться на российском рынке удалось не всем. Поставки американских тяжелых установок оказались единичными, сказалась их высокая стоимость. Отсеялись многие китайские производители — из-за низкого качества. Основными иностранными поставщиками тяжелых буровых установок на российский рынок сейчас являются китайские компании Honghua International, RG Petro-Machinery, SJ Petroleum Machinery, Hebei Haihua Development Group, немецкий Bentec и румынский Upetrom. Основную конкуренцию им составляют российские «Уралмаш НГО Холдинг» и Волгоградский завод буровой техники.
«Хунхуа» имеет, кроме своего китайского производства, еще заводы в Северной Америке и Объединенных Арабских Эмиратах. Выбор площадки в России, в башкирском Ишимбае в этом ряду несомненная удача. Как для муниципалитета, так и для всей республики. Золотого дождя никто не обещает, но налогооблагаемая база расширится.
— В городе уже был сформирован машиностроительный кластер, — замечает Алексей Клугман. — Наряду с имеющимися учебными заведениями, его предприятия могут развиваться более динамично. Приход в город солидной фирмы, за плечами которой немало инновационных разработок, даст импульс развитию инженерной мысли и на других предприятиях. Даже только с этой точки зрения приход «Хунхуа» был необходим.
Компания «Хунхуа» — крупный производитель тяжелого оборудования, специализирующийся на исследовании, проектировании, изготовлении и комплектации нефтяных буровых установок, нефтеразведочного и нефтедобывающего оборудования. Она занимает второе место в мире по изготовлению наземных буровых установок, и первое — в КНР по экспорту комплектных буровых установок.
В состав компании входит пять дочерних предприятий за пределами Китая. Годовой объем производимой продукции — 150 комплектов буровых установок и 600 буровых насосов, объем производства достигает 8 млрд долларов.
— Завод тяжелых буровых установок даст новые рабочие места, как мы рассчитываем, — более тысячи. А это налоги, отчисления в бюджет.
В последние годы произошли значительное сокращение объемов производства и оптимизация нефтесервисных предприятий, поэтому диверсификация экономики для нас очень важна. Ее дальнейшее развитие мы связываем с модернизацией производства и привлечением инвестиций. Намечена организация инновационного металлургического производства по выпуску строительной арматуры. «Инман», вошедший в состав австрийского концерна Palfinger, предполагает существенно расширить производство гидроманипуляторов в Ишимбае.
Планируем также привлечение в район несвойственных нам ранее производств: предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, строительных материалов и лесопереработке.
Пресс-служба президента Башкортостана:
«Для Ишимбая инвестпроект, который обсуждался у президента Башкортостана Рустэма Хамитова, означает, что город ждет буквально второе рождение. Здесь будет создано абсолютно новое масштабное машиностроительное производство по выпуску тяжелых буровых установок для разведки и разработки месторождений нефти и газа, а также платформ для освоения Арктики. Объем производства в 9 млрд рублей в год — колоссальная цифра для Ишимбая. Предприятия такого уровня не открывались тут с советских времен. Кроме того, предполагается, что с приходом инвестора по-новому «оживет» и одно из градообразующих предприятий — завод «Витязь», ведь на его площадках расположится новая производственная линия. Но самое главное, новое совместное предприятие (с участием российских и китайских партнеров) будет зарегистрировано в Башкортостане, а это значит, что и Ишимбай, и республиканский бюджет получат хороший источник дохода, а ишимбайцы — еще и новые рабочие места. На эти дополнительные бюджетные доходы будут возводиться детские сады, больницы, школы, дома культуры. Словом, к 2015 году город вернет себе статус крупнейшего центра машиностроения в России».