Два субрегиона республики наиболее сильно отстали в постсоветское время от других ее частей — Зауралье и северо-восток. Среднесрочная программа их развития сейчас продвигается с большими трудностями в первую очередь из-за отсутствия свежих идей. И нехватки инициативных людей на местах тоже. Возможно, поэтому инвесторы без особой охоты рассматривают, к примеру, северо-восток с точки зрения вложения средств.
В этой ситуации в Дуванском районе ставка делается на внутренние резервы. К примеру, в селе Дуван появились инвесторы из местных, которые начали строить частную клинику. «Их дети учатся в медицинском, а родители решили к моменту окончания учебы дать им место работы, — сказали нам в администрации района. — Или вот еще инвесторы: бывшие лесники занялись сельским хозяйством, и это у них очень хорошо получилось. Надо вам с ними встретиться».
И мы отправились на встречу. Благо, офис фирмы «Урал-тау» расположен прямо в райцентре, дойти до него от администрации можно и пешком. Интересны инвесторы тем, что решили сразу заняться полным циклом: производством сырья, переработкой и продажей. Причем на серьезном уровне. Но обо всем по порядку.
Бывшие работники лесного хозяйства Тагир Зарипов и Артур Ахтаров решили в начале века затеять собственное дело. Оригинальничать не стали, занялись торговлей, в том числе и запчастями для сельхозтехники.
— Скопили кое-какой капитал, — вспоминает Тагир Зарипов, — а районный глава попросил взять «на буксир» отстающее хозяйство. Почему бы и нет, решили мы. Поехали в хозяйство встречаться с коллективом. «Что, мужики, требуется?» — спрашиваем. «Денег», — отвечают.
Предприниматели дали им миллион на подготовку к посевной и стали ждать, что все само собой заработает. Но не заработало. Встретились снова. «Мало денег», — говорят крестьяне. Дали еще.
— Люди вовсю сеют, а у нас конь не валялся, — рассказывает Зарипов. — Уже майские праздники прошли, а в мастерских только ремонт техники начал разворачиваться. В общем, все деньги мы профукали, поняли, что если хочешь, чтобы было хорошо — сделай сам. Поэтому дальше уже взяли все под контроль. Ездили по республике, по России учиться аграрному бизнесу. В Белоруссию выезжали, в Казахстан. Решили, что все должно быть технологично, по-дедовски работать долго не получится. Поэтому стали приглашать специалистов. К примеру, сегодня у нас молодых спецов 15 человек. Шесть из них строят себе дома, а значит, останутся на селе. Помогает государство, и мы не отстаем, потому что это будущее. Наше будущее.
Сегодня в хозяйстве «Урал-тау» в обработке 13 тыс. гектаров земли, 9 тыс. из которых посевные площади, поголовье свиней — пять тысяч, несколько сотен коров. Старую технику продали как металл, по пять рублей за килограмм.
— Потому что поставили эксперимент, — говорят предприниматели. — Разделили колхоз на две части: со старой техникой и новой. В итоге расход горючего в первом случае составил 23 литра на гектар, а там, где применяли минимальную технологию, с канадской техникой — 9 литров. Поэтому и распрощались с прошлым без сожаления.
Науку в «Урал-тау» ныне чтут, все делают строго по технологиям. Молодые специалисты здесь собрались активные, вычитают что-нибудь новое в интернете — и сразу к руководству: нужно внедрять, экономия будет. Вот хозяева к ним и относятся как к партнерам. Помогают в бытовых вопросах очень.
Встав на ноги, хозяйство активно занялось переработкой — продавать сырье невыгодно, нет прибавленной стоимости. Заработанное и взятые кредиты вложены в строительство мясокомбината, покупку современного оборудования. Пока новый корпус еще не вошел в строй, колбасы делают в старых помещениях, как и лепят манты, пельмени. Продукцию развозят в свои магазины и в торговлю северо-восточной части республики. Осенью на аграрной выставке в Москве один из сортов дуванских колбас завоевал «серебро».
— Это «серебро» мне дороже «золота», — говорит Зарипов. — Эксперты с факультета пищевых технологий дегустировали продукцию со всей страны, не зная, кто ее произвел. И второе место дали нам, производителям с периферии, из глубинки. Значит, правильно работаем.
Когда новый комбинат будет запущен, количество занятых в переработке удвоится. Сырьевая база у хозяйства сильная — каждый день забивают по 14 свиней и двух бычков. Много покупают скота у населения, и это своеобразная кластерная система: есть рынок, есть куда сбывать, поэтому появились уже дуванцы, которые выращивают скот для «Урал-тау».
— Пятьсот своих коров нам нужно ежегодно забивать для мясокомбината, примерно столько же покупать у населения, — подсчитали в фирме. — Пусть работают люди в подворьях, если не лениться, можно хорошо заработать.
На прощанье один из корреспондентов «РБ» поинтересовался у Зарипова, что означает аббревиатура перед названием хозяйства — СХП. «Союз хороших парней», — ответил он вполне серьезно. Мы-то знаем, что значение совсем другое — сельскохозяйственное предприятие, но возражать не стали. Действительно, хорошие парни.