Все новости
Экономика
17 Января 2013, 16:02

Платить или закрыться?

Новые отчисления заставляют предпринимателей «уходить в тень»

Для некоторых предпринимателей часы отсчитывают последние часы работы «на себя»?
Для некоторых предпринимателей часы отсчитывают последние часы работы «на себя»?
Год змеи встретил предпринимателей ядовитым уколом — государство повысило суммы обязательных платежей. При этом чиновники не перестают говорить о том, как бы помочь малому бизнесу, но «помощь» вылилась в примитивное увеличение страховых отчислений.

И это только начало — стратегия развития пенсионной системы до 2030 года предлагает почти в 10 раз повысить размер пенсионных взносов, уплачиваемых так называемыми «самозанятыми гражданами».

К таковым относятся индивидуальные предприниматели.

Предпринимателей готовят к изменению страховой нагрузки фиксированного страхового взноса — на первом этапе, то есть в этом году, обязательный взнос рассчитан исходя из двукратного минимального размера оплаты труда в квартал. Итого в год придется платить более 30 тыс. рублей. На следующий год повышение будет равняться двум с половиной размерам «минималки», а в 2015-м — трем. Согласно прогнозу, отчисления «индивидуалов» на социалку через два года составят 112 тыс. рублей в год. Нужно также помнить, что минимальный размер оплаты труда также растет.

— Раньше за год я платила в Пенсионный фонд чуть больше 17 тысяч рублей, — говорит индивидуальный предприниматель из Уфы Татьяна Горина. — Эта сумма была весьма демократична и необременительна. К слову, за три года деятельности моего ИП эта сумма менялась уже трижды. Естественно, в сторону увеличения. К примеру, в 2009 году фиксированный платеж составлял немногим более 7,2 тысячи рублей. Могу сказать точно — отчисления в сотню тысяч вынудят меня и огромную массу мелких предпринимателей закрыться или уйти в тень.

Понятно, что предприниматель предпринимателю рознь. Одни ворочают миллионами, у других доходы ниже, чем у работников бюджетной сферы. Последним, естественно, придется закрыться и наниматься на работу, нагрузка на рынок труда возрастет. Скептики могут возразить: мол, нечего открывать свое дело, если не можешь заработать на налоги. Но ведь для многих, особенно на селе, это единственный источник для жизни, причем далеко не шикарной.

Впрочем, не все разделяют такую точку зрения.

Сильные выдержат

— Ничего экстремального, ужасающего в связи с введением единой выплаты в Пенсионный фонд не произошло, — считает председатель ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Янаульского района Ринат Юсупов. — Эти деньги в будущем составят основу их же пенсий. А серьезный фермер 36 тысяч вполне осилит.

В Янаульском районе зарегистрировано более 70 фермерских хозяйств. Не секрет, что среди них есть и те, кто оформился только на бумаге, извлекая известные налоговые льготы. Для таких, по мнению Юсупова, и наступят тяжелые дни. Для имеющих две — три коровы «фермеров», не помышляющих о расширении, наращивании производства, новые размеры отчислений, возможно, окажутся не по карману. Они самоликвидируются, но это будет лишь отражение истинного, уже существующего положения вещей.

— Те, кто наравне с крупными хозяйствами производит мясо, молоко, зерно, никаких проблем не испытают, — уверен лидер янаульских фермеров. — И ни к чему все разговоры о том, что кто-то душит бизнес на селе.
Самых «умных» накажут штрафом

Услышав о двойном повышении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, многие из них переполошились и нашли, как им кажется, простое решение проблемы — закрыть ИП. Естественно, продолжая при этом работать «вчерную». И вот уже стоят в налоговых очереди из таких «хитрецов», сдают документы и жалуются на «нехорошее» государство, а добрые тетеньки в окошках кивают головой и сочувственно вздыхают, жалея бедного частника... И уходят уже бывшие индивидуальные предприниматели довольные и радостные, ведь им теперь не придется платить в ПФР... Экономия, однако.

Но так ли это на самом деле?

— Нужно помнить, что любая предпринимательская деятельность подлежит регистрации, — поясняет индивидуальный предприниматель из Стерлитамака Юрий Котов. — Налоговая служба имеет полный и исчерпывающий список предпринимателей, прекративших свою деятельность. Заметьте, с точными адресами мест, где предприниматель теперь ведет тайком эту самую деятельность.

Не секрет, что налоговики проведут рейды по тем адресам, где эти «бывшие» предприниматели вели и, разумеется, продолжают вести свой бизнес. При самом хорошем раскладе незадачливому предпринимателю грозит штраф в 500 рублей, 10 тыс. рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве ИП, минимум 40 тыс. рублей — штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, плюс все налоги и взносы, которые ИП обязан был уплатить в бюджет, а также пени и штрафы на эти налоги и взносы... Итого, минимум 50 тыс. рублей штрафов.

Кстати, штрафных санкций, о которых говорит стерлитамакский предприниматель, вполне можно избежать, если работать честно. Опытные бухгалтеры сообщили корреспонденту «РБ» по секрету, что существуют законные способы экономии. Они советуют повнимательнее прочесть те строки закона, где говорится о сумме налога на единый вмененный доход, о возможностях его уменьшения. Словом, умному человеку нет нужды прятаться и нарушать, умный, как говорится, «гору обойдет».

Новый побор — удар по малому бизнесу

Туймазинка Вероника Жидяева работает парикмахером ровно четверть века, из них последние 10 лет — индивидуальным предпринимателем. Необходимость отдавать еще 36 тыс. рублей в год в виде отчислений в Пенсионный фонд она восприняла крайне эмоционально.

— Может, для кого-то это не слишком большая сумма, — говорит Жидяева. — Но ведь, помимо нее, мы платим налоги, оплачиваем аренду помещений, коммунальные услуги… На днях подсчитала, что с января моя расходная графа возросла на треть — вместе с новым побором я ежегодно буду отдавать «в никуда» около 100 тысяч рублей! И это не считая покупки парфюмерии, дезинфицирующих растворов и прочих расходных материалов.

Недоумение вызывает и тот факт, что размер отчислений одинаков как для маленьких «цирюлен», так и для фешенебельных спа-салонов. Хотя их доходы разнятся в разы.

— Меня удивляет, что работников бытового обслуживания приравняли к торговым, — говорит парихмахер-предприниматель. — Но ведь я ничего не продаю, а из торгового оборудования у меня расческа, фен и ножницы. При этом в одну категорию с нами попали и мастерские по ремонту обуви. Как правило, располагаются они в подвальных помещениях, оборот у них мизерный… Убеждена — этот побор их просто убьет.

Как вспоминает предприниматель, в конце 80-х парикмахеры платили налог в размере четырех (!) процентов от выручки. При этом их деятельность считалась вредной для здоровья, а потому они ежеквартально проходили бесплатный медосмотр. В обязательном порядке они проходят его и сегодня. Правда, уже раз в полгода, и отдают за эту процедуру три тысячи рублей.

— На этом наши расходы не заканчиваются, — продолжает она свой рассказ. — К примеру, проверяющие непременно найдут, к чему придраться. Так, в последний раз им не понравилось наше ведро. Правда, чем именно, они так и не пояснили. Но оштрафовали нас на четыре тысячи рублей.

По словам собеседницы, даже в 2004 году, когда она только делала первые шаги в бизнесе, бремя различных отчислений для большинства предпринимателей было вполне посильным. А сейчас они «тонут» в бухгалтерской рутине: документооборот растет с каждым годом. Наряду с числом различных документов увеличивается и размер платежей.

— Вот мы разговариваем уже минут 40, но за это время к нам не пришел ни один клиент, — говорит она. — Хочется, чтобы законодатели поняли: подавляющее большинство предпринимателей не жирует — заработанных денег нам хватает на жизнь, не более того. Уже если у кого-то возникло желание позаботиться о нас, решать нужно наши нынешние, а не будущие проблемы. Их немало: как и прежде, мы не вправе рассчитывать на «больничные», льготные путевки в дома отдыха и детские санатории, нам никто не оплачивает отпускные... Хотя налоги мы платим исправно.

Из нынешней ситуации Жидяева видит три выхода: терпеть убытки и работать дальше, покупать шампуни, бальзамы, краски более низкого качества или же поднимать цены. Правда, третий вариант вряд ли позволит ей удержаться «на плаву»: людей, готовых выкладывать сравнительно большие суммы за услуги парикмахера, в районе немного. К тому же сегодня в Туймазах в этой сфере трудятся 164 индивидуальных предпринимателя. А значит, клиенты пойдут к тому мастеру, который попросит меньшую сумму за свои услуги.

— В этом месяце я заплачу в Пенсионный фонд 3,6 тысячи рублей, а затем буду думать, как жить дальше, — завершает она разговор.
Читайте нас: