За последние месяцы опубликовано много статей по поводу удорожания коммунальных услуг. Заголовки говорят сами за себя: «Нас продолжают грабить!», «Чем мерить ОДН?», «Откуда эти абсурдные цифры?» и др. Одновременно продолжают поступать звонки и письма граждан. Но за последние три месяца однозначно понятного ответа люди так и не получили.
К учёту и контролю прибавить порядочность
Вся эта неразбериха происходит из-за того, что в целом ЖКХ не подготовилось само и не подготовило жильцов многоквартирных домов к новым условиям. Чтобы было понятно всем плательщикам, что такое общедомовые нужды (ОДН), нужно было выполнить большую предварительную работу как работникам ЖКХ, так и жильцам.
Первое. Работники ЖКХ должны были уточнить регистрацию проживающих в каждом многоквартирном доме.
Второе. Нужно было заранее обязать жильцов установить счетчики.
Третье. Создать в каждом ЖЭУ группу (2 — 3 человека), которая хотя бы раз в квартал снимала показания счетчиков в квартирах жильцов.
Четвертое. Абонентские отделы управляющих компаний с 1 октября 2012 года ежемесячно должны были регистрировать в платежных документах показания общедомовых счетчиков на воду и электроэнергию, а не писать голые цифры поданной воды и электроэнергии, которые без показаний домовых счетчиков жильцу проверить совершенно невозможно. Считаю, что все это делалось умышленно, чтобы запутать плательщиков завышенными объемами услуг.
К жильцам многоквартирных домов тоже много претензий.
Дело в том, что некоторые из них ставят в платежных документах заниженные показания квартирных счетчиков, и неучтенные объемы воды переходят из месяца в месяц на конец года.
Есть квартиры, в которых жильцы не зарегистрированы, там нет счетчиков и никто не следит за утечкой воды.
Некоторые жильцы по три, четыре и более месяцев вовсе не оплачивают коммунальные услуги, откладывая на конец года. А ведь от этого тоже растут траты на ОДН, которые ложатся на плечи честных плательщиков.
Имеются и факты недобросовестности при больших расходах воды (стирка, купание в ваннах и др.). Перед счетчиками на горячую воду некоторые умудряются подвешивать магниты для остановки приборов. Поэтому считаю, что домкомам нужно ежемесячно проверять достоверность показаний домовых счетчиков за воду и электроэнергию.
Вот такая примерно работа предстоит на пути обеспечения правильного и точного учета. Работа кропотливая, но иначе нельзя. И главное, все упирается в честность, исполнительность и порядочность каждого гражданина. Нужно все делать по закону, другого выхода нет.
Настало время, когда следует глубоко проанализировать тарифную политику в системе коммунального хозяйства. Такой ежегодный рост цен на услуги, какой мы имеем сегодня, дальше продолжаться не может. Считаю, что сейчас работа в области тарифной политики ведется поверхностно, комиссии по тарифам не вникают глубоко в проблемы правильного расчета цен управляющими компаниями за поставку своей продукции. Для того чтобы глубоко разобраться в тарифной политике, в Уфе нужно создать независимую компетентную комиссию из опытных инженеров в составе теплотехника, энергетика, строителя, коммунальщика и юриста из городских проектных институтов. И пусть она рассмотрит четыре вида основных коммунальных услуг: содержание, отопление, горячая вода и электроэнергия на ОДН. Почему в строке «содержание» 1 кв. метр жилья стал стоить 17 руб. 50 коп.? Что туда входит? Какие виды услуг выполняются? Почему сейчас в графу «содержание» не входят освещение лестничной клетки, подвала, чердака, работа лифта, которые несколько лет тому назад там были? Может, стоимость 1 кв. метра жилья уложится в 10 рублей? Надо особенно тщательно проверить графы «отопление» и «горячая вода». Почему отопление стало стоить 15 руб. 37 коп. за 1 кв. метр площади?
Необходимо проверить теплотехнический расчет поставщиков: сколько гигакалорий расходуется на 1 кв. метр? То же самое и по горячей воде. Приведу пример 2010 года. Проверяющие в Санкт-Петербурге обнаружили, что генерирующая компания, которая поставляет тепло, составила цену на отопление городского жилья из расчета на среднюю температуру наружного воздуха минус 30 градусов, тогда как в этом городе такой температуры не бывает. Вот вам повышенные гигакалории и стоимость отопления! Все эти дутые расчеты были переделаны, а деньги горожанам возвращены.
Упомянутая комиссия должна будет также проверить работу управляющих компаний — какая там ведется работа по экономии воды и теплоэнергии.
Если формирование цен привести в норму, то и тарифы резко снизятся, а ОДН совсем отпадет. Только тогда мы все узнаем, кто виноват, где правда, а где ложь, и наше население успокоится. И будет платить за услуги ЖКХ честно и справедливо, строго по показаниям своих квартирных счетчиков, а не за «того парня».