По оценке независимых экспертов, в 2012 году Башкирия получила наивысшую оценку — «гарантированная прозрачность». По баллам открытости республика уступила только Москве. В общей сложности были оценены 79 федеральных органов исполнительной власти, государственные заказчики из 83 субъектов России, 50 крупнейших муниципальных заказчиков страны и более 70 крупнейших российских компаний. Об этом и многом другом «Республике Башкортостан» рассказал Сергей Новиков, председатель государственного комитета РБ по размещению госзаказов.
Победа — показатель правильного направления
— Сергей Владимирович, как республика пришла к этой победе, заняв второе место в рейтинге прозрачности госзакупок?
— Этот рейтинг состоит из 111 критериев. По итогам 2009 года мы занимали 34-е место, и тогда нам была присвоена категория «средняя прозрачность». Что было сделано за это время? Принципиально изменена система размещения госзаказов. Если раньше заказчики размещали заказы по своему усмотрению, сейчас это делается через уполномоченный орган — Госкомзаказ Башкирии. Проведена и серьезная работа по централизации размещения заказов.
С ноября 2010 года мы начали размещать заказы на лекарственные средства и продукты питания. С января 2011 года всю информацию о госзакупках в республике мы размещаем на официальном информационном портале zakupki.gov.ru. С апреля 2011 года мы начали размещать заказы уже в рамках республиканской инвестиционной программы — это строительство школ, детских садов, а уже с июля — все остальные государственные заказы.
Почему для нас важна эта награда? Это значит, что мы идем в правильном направлении.
— Скажите, в каких областях производства чаще всего встречаются недобросовестные заказчики и исполнители?
— По нашим данным, чаще всего это случается в строительстве и капитальном ремонте.
— Большая проблема, кажется, и в сфере продуктов питания?
— Нет, это не так. Дело в том, что в основном продукты проходят по категории «товары до 500 тысяч рублей», а мы занимаемся суммами свыше полумиллиона рублей. То есть школы, детсады, муниципалитеты, например, закупают продукты самостоятельно. Вообще, закупка продуктов питания — это самое простое в нашей системе. Но допускаю, что в силу того, что есть действительно непрофессиональные закупщики, технические задания здесь отрабатываются плохо. Приведу пример. Нам говорят: «Мы хотели купить для школы молоко, заключили контракт, пришла иногородняя фирма и теперь поставляет молоко сомнительного качества. Как с этим бороться?». Мы отвечаем, что очень просто. Если по условиям госконтракта поставка молока или хлеба должна осуществляться раз в неделю — вы действительно будете получать их раз в неделю. И ничего вы сделать не сможете. Но если вы напишете в условиях, что хлеб нужно подвозить два раза в день — кто победит? Местная пекарня, конечно. И дети будут есть горячий хлеб. Так что никакого секрета с продуктами нет. То есть эти моменты можно регулировать косвенными протекционными мерами, которые допустимы в рамках действующего законодательства.
— В исследовании Национального рейтинга прозрачности закупок говорится, что потери страны от госзакупок по завышенным ценам в 2012 году оцениваются на уровне 275 миллиардов рублей. В связи с этим хотелось бы вспомнить пример, о котором наша газета писала в этом году. Аукцион на выполнение лесохозяйственных работ на территории Белебеевского лесничества выиграло московское ООО «Трастовая компания «ТНГС», предложившее минимальную сумму. Вторым участником аукциона было ГУП «Белебеевский лес», которое посчитало нецелесообразным дальнейшее участие в торгах, потому что сумма, предложенная трастовой компанией, явно недостаточна для выполнения работ. Специалисты были тогда обеспокоены тем, что «ТНГС» не выполнял работы.
— Вы привели хороший пример. К сожалению, госкомитет в таких случаях бессилен. Это уже относится к компетенции правоохранительных органов.
Работу по госзаказу я бы разбил на три цикла. Первый — это планирование, второй — размещение и третий — исполнение. Так вот, проблема, озвученная вами, как раз относится к исполнению контрактов. Если бы заказчики требовали положенное им по контракту, то было бы по-другому и таких случаев было бы меньше.
Покупка дорогих автомобилей согласовывается с президентом
— Коснемся вопроса закупок премиум-класса. Как объяснить тот факт, что главы администраций, несмотря на дефицит бюджета, часто покупают себе очень дорогие машины?
— Я сторонник того, чтобы покупка так называемых товаров премиум-класса была нормирована. Такое нормирование давно используется в США, например. Автомобиль премиум-класса положен чиновнику определенного ранга. Применительно к нам — если это федеральный министр, то может ли он ездить на «запорожце», например? Думаю, нет. Поэтому, я считаю, должны быть нормативы для всех категорий чиновников соответственно статусу. Конечно, этот вопрос сегодня отчасти демонизирован.
В то же время закупок, которые вызывали бы негативный общественный резонанс, быть не должно. Но следует отметить, что размещение заказов для нужд администраций районов и городов не относится к нашей компетенции.
— То есть, на них нет никакой управы?
— Если только косвенная. Вот мы, например, недавно ввели практику при покупке таких автомобилей обязательно проводить предаукционное согласование с президентом республики.
— Были случаи, когда в покупке отказывалось?
— Да, были. Президент не единожды давал поручение еще раз проверить необходимость покупки машины премиум-класса. Скажу лишь, что пока еще никаких сверхдорогих «ленд-крузеров» они не покупали.
— А сколько неучтенных денег крутится в этой цепочке: заказчик — исполнитель? Имеются в виду так называемые «откаты».
— Средняя цифра отката у нас в стране, по оценкам разных экспертов, составляет примерно 10 — 20 процентов. Давайте теоретически посчитаем: республиканский объем госзакупок составляет около 31 миллиарда рублей. Если взять за среднюю цифру отката 15 процентов, то получается 4,5 миллиарда рублей. Но подчеркну — это лишь в теории.
— Теперь понятно, почему некоторые чиновники внезапно богатеют.
— Чиновник чиновнику рознь. Кто получает откаты? Тот, кто не чист на руку и злоупотребляет своим должностным положением. Задача Комитета — как раз-таки спутать карты этим мошенникам, чтобы в результате торгов побеждал добросовестный, честный исполнитель. Я считаю, что нам удается это делать.
— Что вы скажете о таких уловках, когда фирма существует только на бумаге — чтобы создать видимость конкуренции на аукционе? Насколько это у нас распространено? Как вы с этим боретесь?
— Это одна из вариаций групп мошенников, которые пытаюся заработать деньги на процедурных схемах 94-го Федерального закона. Я бы назвал их настоящими рейдерами. Наиболее характерные случаи у нас проходят в сфере капремонта. Какая бывает ситуация? Пришли, допустим, на аукцион две-три фирмы — отремонтировать объект. Цена вопроса — десять миллионов рублей. Ремонт хочет провести одна из фирм. И она пытается найти остальных участников предстоящего аукциона. Находит. Говорит им: «Давайте так, я даю вам по 50 тысяч (или по 500, или по миллиону — в разных случаях по-разному), но этот заказ забираю я». Если остальные соглашаются, то конкуренты ценовые предложения уже не выставляют. Побеждает нужная фирма. В таких случаях мы однозначно усматриваем картельный сговор и эти материалы направляем в антимонопольную службу на проверку. Это уже нарушение 135-го Федерального закона, антимонопольного.
— Сколько таких дел направлено в ФАС в этом году?
— За этот год — около 20. Даже было одно дело, которое мы вынуждены были направить в центральный аппарат ФАСа. Оно касалось строительства в Уфе параолимпийского центра. Госкомзаказ республики усмотрел признаки сговора и о своих подозрениях сообщил в центральный аппарат.
— Какие еще типичные рейдеры действуют у нас в республике?
— Этих категорий на самом деле очень много. Например, существуют рейдеры федерального уровня. Такое впечатление, что у них даже регионы распределены, где работать. Например, зарегистрированы в Санкт-Петербурге, все как положено — имеют уставный капитал, офис, сотрудники весьма подкованы в юриспруденции. Случилось так, что одна из этих фирм выиграла тендер на строительство детского сада в районе республики. Пригнала экскаватор, два раза ковшом махнула и… остановила строительство. Это было рассчитано на то, что подряд заберет другой исполнитель — с формальной точки зрения у них все в рамках закона.
Поэтому мы внимательно рассматриваем каждый случай. В частности, устанавливаем жесткие требования по строительным материалам. Такие условия сложны для рейдеров, но не для профессионалов.
Проблем со строительством объектов к саммитам не будет
— В 2015 году республику ждет большое событие — саммиты ШОС и стран БРИКС. Как вы к ним готовитесь?
— Мы не думаем, что эти события усложнят нашу работу или потребуют дополнительных ресурсов. На самом деле, что на большую сумму, что на маленькую — любой аукцион по трудоемкости одинаков. Нас больше беспокоит, когда заказчик подает «сырую» заявку или элементарно не учитывает требования 94-го Федерального закона. Вот на такую заявку мы тратим много времени.
Подготовка к саммитам — это, в основном, строительство новых крупных объектов. В этой сфере уже все отрегулировано, отработано. Проблем быть не должно.