Все новости
Экономика
14 Декабря 2012, 16:48

Многоточие роста

Какие формулы успеха вывел бизнес-форум в Стерлитамаке?

Обсуждение проходило в формате «круглых столов». В прямом смысле.
Обсуждение проходило в формате «круглых столов». В прямом смысле.
До наступления Нового года остается буквально пара недель. Это время подведения итогов года уходящего и окончательного оформления планов на будущее. Для малого и среднего бизнеса республики площадкой обсуждения важнейших вопросов по текущему состоянию и перспективам развития стал II Республиканский форум «Предпринимательство. Малые города и территории — точки роста», собравший на своей площадке более двух тысяч человек. В формате диалога с органами власти и населением бизнесмены республики провели целый день. Что получилось в итоге?
Деньги — в инфраструктуру

Одним из событий стал «круглый стол», организованный Торгово-промышленной палатой РБ и посвященный государственным программам поддержки малого и среднего предпринимательства. Именно с него начал посещение форума президент республики Рустэм Хамитов.

В обсуждении вопросов секции приняли участие вице-премьер правительства республики Евгений Маврин, министр экономического развития РБ Александр Марьин, глава администрации Стерлитамака Алексей Изотов, руководитель Агентства по территориальному развитию РБ Александр Васильев, представители предпринимательского сообщества, команд развития территорий муниципальных образований республики и общественных организаций.

Как отметил в своем выступлении Александр Марьин, главная задача государства сегодня — уйти от «ненужного и затратного администрирования к государственным инвестициям в территориальные, инфраструктурные, венчурные проекты предпринимателей».

Министр также подчеркнул, что вопрос смены акцентов с «поддержки слабых» до «развития сильных» актуален, как никогда, и республика нуждается в специальной программе содействия работающим перспективным «крепким предпринимателям».

— В большинстве стран перспективной считается фирма, которая ориентирована на экспорт, строит свою работу на инновационной технологии, имеет оборот как минимум миллион евро и может создавать 10 рабочих мест каждые три года, — пояснил Александр Владимирович.

ТПП РБ доложила от имени бизнес-сообщества о новых технологиях работы по поддержке малого предпринимательства. Их смысл заключается в направлении средств на развитие инфраструктуры, которая в достатке имеется в любом регионе, но сегодня не может быть использована в силу своей заброшенности.

— Еще на прошлом форуме мы определили, что у нас в республике может быть около 80 точек роста, примерно по одной на район, определили, что республика готова стать пилотным проектом России по реализации программы по поддержке предпринимательства, — рассказал президент ТПП РБ Юрий Пустовгаров. — Главный тренд программы в том, что деньги не раздаются предпринимателям, а используются на создание инфраструктуры: хорошее помещение с бесплатной арендой на первое время, оборудование, мини-заводы. В 2012 — 2013 годах финансирование программы идет из бюджета ТПП РБ. А в 2014 году мы бы хотели включить в резолюцию форума предложение рассмотреть правительством РБ возможность бюджетного финансирования развития инфраструктуры для работы предпринимателей.

Президент ТПП РБ высказал пожелание, чтобы на третьем по счету форуме можно было бы отчитаться по конкретным результатам и заявить, что в Башкортостане — лучший пилотный проект по поддержке предпринимательства.

Актуальность переформатирования программы в том, что при существующей форме поддержки рост числа занятых в сфере предпринимательства к 2018 году составит всего 6,5%. По этой схеме 133,5 млн рублей из бюджета республики выделяются на субсидирование части ранее понесенных затрат по приоритетным видам деятельности, десятки миллионов бюджетных денег идут на гранты начинающим предпринимателям, обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов, на субсидии муниципалитетам для поддержки старт-апов. Новый формат предусматривает 200 тысяч новых рабочих мест и 80 точек роста экономики в городах и районах РБ. Для этого необходимо переформатировать программу поддержки предпринимательства, вложив деньги в инфраструктуру.

Юрий Пустовгаров рассказал также о том, что палата год работала над созданием негосударственного Центра поддержки предпринимательства, куда на работу трудоустроены вчерашние выпускники вузов по проекту «Право на старт». Напомним, в прошлом году на сцене стерлитамакского ГДК студентам были вручены приглашения на работу в администрацию президента РБ и в Торгово-промышленную палату республики.

— Мы предлагаем проект команд развития территорий, по которому рассчитываем в 2013 году 300 — 350 студентов оформить на работу в ТПП РБ. Они будут и учиться, и в своих районах заниматься планами развития территорий.

Помехи в сетях?

Важная проблема малого бизнеса, особенно среди производителей продуктов питания — реализация товаров через торговые сети. Эта тема привлекла к обсуждению почти триста человек, собравшихся в одном из залов стерлитамакского ГДК.

Основной целью дискуссии стало определение принципов взаимодействия товаропроизводителей и торговых предприятий, взаимных преимуществ сотрудничества сторон.

— Сейчас на республиканском рынке появляется много крупных компаний, и мы видим, что многие наши республиканские производственные компании теряют свою конкурентоспособность при организации взаимодействия с ними — это очень большая проблема, — отметил председатель Башкирской торговой ассоциации Ильдар Гарифуллин. — Нам нужны стратегические решения, которые позволят повысить конкурентоспособность республиканских предприятий на рынке Башкортостана.

По оценкам руководителей торговых организаций, в республике необходимо наращивать объемы производства ассортимента товаров, увеличивать общее количество товаропроизводителей. Особое внимание при этом следует уделять качеству продукции, привлекательности упаковки, дополнительному клиентскому сервису.

В настоящее время большая часть продукции в Башкортостан привозится из соседних регионов, например, мясо птицы, молочная продукция, сыры, сахар, мука, макаронные изделия и другие товары. Часть продукции импортируется из-за границы. Это подтверждает высокую глубину рынка. Однако без активного маркетинга на портале aco-m.ru со стороны товаропроизводителей и органов власти «отвоевать» его у недремлющих конкурентов будет очень сложно. При этом необходимо учитывать, что действующие правила ВТО ограничивают органы власти в протекционизме.

Ильдар Гарифуллин рассказал, что за прошедший год в регионе запущено несколько проектов по поддержке республиканских товаропроизводителей. В их числе акция «Выбирай свое — покупай родное», биржа деловых контактов «Производитель — магазин у дома», конкурс «Выбор розничных сетей», а также различные тематические «круглые столы» и семинары. Однако для улучшения коммуникаций между предприятиями необходимо создать единый информационный портал, на котором были бы аккумулированы предложения производителей и спрос торговых предприятий на продукцию.

Руководитель Агентства по территориальному развитию РБ Александр Васильев внес предложения о формировании на республиканском уровне учреждения, призванного обеспечить комплекс маркетинговых мероприятий для субъектов малого бизнеса. «Крупные и средние товаропроизводители имеют возможность держать в своем штате отделы продаж и маркетологов, платить им достойную зарплату, требовать от них увеличения объемов продаж. Мелкие предприятия производят штучный продукт в небольшом количестве. Как правило, на этом их способности заканчиваются. Реализовать его через сети им практически невозможно. Они не продавцы, а производители. Реальную помощь им сможет предоставить только государство», — заявил А. Васильев.

Как вы фирму назовёте…

Проверенный механизм развития малого бизнеса — покупка франшизы, проще говоря, известного бренда. По словам председателя совета Ассоциации организаций предпринимательства РБ Алексея Щербацкого, при самостоятельном освоении бизнеса через десять лет разоряется около 82 процентов предпринимателей, а при использовании франшиз — не более 10.

Однако, несмотря на очевидные преимущества данного инструмента развития бизнеса, участники форума пришли к выводу, что данное направление в республике недооценено. При этом существует ряд региональных франшиз, которые можно использовать для запуска старт-апов и тиражирования в других регионах.

В ходе обсуждения было высказано несколько предложений. В частности, речь шла о необходимости поддержки франчайзинговых старт-апов, создании специализированной информационной инфраструктуры поддержки франчайзинга с целью продвижения региональных брендов на территории страны и за рубежом. Специалисты предложили кредитным организациям, действующим на территории республики, внедрить в Башкортостане специализированные кредитные продукты для финансирования франшизных проектов.

Предпринимательскому сообществу была дана рекомендация участвовать в координации деловых кругов в вопросах развития франчайзинга, активнее создавать и продвигать региональные бренды, привлекать наиболее успешные бизнес-модели в деловую среду региона.

Использованы материалы Торгово-промышленной палаты Башкортостана и Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму.
Читайте нас: