Сегмент грузовых автомобилей и автобусов достаточно консервативен в плане дизайнерских новшеств. И в отличие от легковушек, подвергающихся рестайлингу каждые три-четыре года, привлекает внимание, прежде всего ценой, надежностью и коммерческим потенциалом. В этом мы очередной раз убедились, присмотревшись к продукции Нефтекамского автозавода.
Федеральное издание «Авторевю» объявило о новом лице республиканских автобусов. Прочитав статью под названием «Евроремонт» на сайте автожурнала, первым делом расстроился — «проворонили!» Москвичи углядели новацию, а мы, что называется, слона не приметили. Но, созвонившись с заводом, успокоился: на самом деле речь идет не о новом лице нефтекамских машин, а о пробе пера в одном из направлений.
В начале производства башкирские пассажирские автобусы были очень похожи на МАЗы, а те в свою очередь — на немецкий Neoplan. В 2004 году нефтекамцы изменили дизайн стеклопластиковых облицовок передней и задней части, именуемых в среде специалистов «масками». Сегодня городские автобусы выходят с завода именно в таком варианте дизайнерского решения (совместная продукция с концерном VDL — отдельный разговор). В остальном техника максимально унифицирована с КамАЗом. Это относительно дешево и сердито, что способствует неплохому спросу.
В 2008 году появилось несколько смелых эскизов нового дизайна башкирских автобусов, созданных фирмой из Набережных Челнов и ижевским ателье. У автобусов были стильные «маски», вертикальные цепочки круглых фар... Помню, даже себе на телефон скачал пару таких рисунков. Впрочем, революции на производстве тогда не произошло.
Обновленная внешность получилась вполне симпатичной.
Не произошло ее и сегодня. Хотя «Авторевю» пишет о «евроремонте» внешности башкирских автобусов и третьем по счету облике. На фотографиях к статье позирует междугородний НефАЗ 5299-37 с новым лицом и светотехникой. Но, как пояснили в пресс-службе завода, междугородние модели — вообще отдельное направление, они более ориентированы на индивидуальные заказы и могут выполняться в различных дизайнерских вариантах. Сейчас у НефАЗа их также несколько. Заводчане таким образом представляют рынку свои возможности, и если рынок отреагирует спросом, то вариант может пойти в производство. Пока же это, так сказать, пробная модель.
А вот городские автобусы, которые бегают не только по уфимским дорогам, но и в Казани, и в Питере, пока никакого нового лица не получали. Пассажирам важнее доступность общественного транспорта: понятно, что обновление внешности может отразиться в конечном итоге и на стоимости проезда.
Фото с сайта autoreview.ru.