Все новости
Экономика
16 Ноября 2012, 16:47

Дорожники получили «двойку»

На ремонт всех автодорог уйдёт 28 лет, а на мосты — 12, считают аудиторы

На проспекте Салавата Юлаева сняли покрытие, теперь асфальт на грязь будут класть...
На проспекте Салавата Юлаева сняли покрытие, теперь асфальт на грязь будут класть...
«Сколько можно закатывать деньги в асфальт?» — возмущались участники коллегии Контрольно-счетной палаты. Как выяснилось, за два минувших года «закатали» девять миллиардов. Именно эту сумму вложил в дорожное хозяйство республиканский бюджет. При этом из плановых 3,5 тысячи километров ежегодно ремонтируется лишь 850 километров дорожного полотна.
Тем не менее половина всех автодорог, а их в Башкирии 25,6 тысячи километров, находится в состоянии средней изношенности. Самые «старые» — в Стерлитамакском, Краснокамском, Белокатайском и Белебеевском районах. Там износ составляет более 80 процентов, сообщил завотделом Контрольно-счетной палаты Рустам Сафуанов на недавней коллегии. Аудиторы КСП проверяли, как распорядилось государственными миллиардами ОАО «Башкиравтодор».

Оказалось, предприятие малорентабельное, а всему виной — незапланированные траты на транспорт, зарплату и накладные расходы, считают в КСП. Да и качество дорожных работ оставляет желать лучшего. «Неспособность освоить бюджетные средства в благоприятное для строительства время года приводит к авралу и нарушению технологии. Например, на трассе Уфа — Оренбург 24 километра дорожного покрытия придется переделать, из-за чего убыток составит 4,7 миллиона рублей», — пояснил Р. Сафуанов.

Кроме того, дорожная техника у предприятия старая, давно подлежит замене. При этом «Башкиравтодор» в 2011 — 2012 годах закупил около 2,5 тысячи единиц бывшей в употреблении и бракованной техники по завышенным ценам на сумму 62 млн рублей, выяснили проверяющие.

Комиссия КСП пришла к выводу, что управление дорожного хозяйства, минземимущества и Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству недостаточно контролируют дорожную ситуацию. В итоге 94 процента республиканских дорог не поставлены на учет, а земли не оформлены должным образом.

В свою очередь руководитель республиканского управления дорожного хозяйства Ринат Абдуллин сообщил, что по всем выявленным недостаткам их организация досконально разобралась. «Все замечания учтем и в процессе работы будем устранять», — пообещал он.
— Средств на содержание республиканских и межмуниципальных дорог бюджет выделяет лишь в объеме 45 процентов от потребности, а на муниципальные — и вовсе 3 — 4 процента, — заявил заместитель директора ОАО «Башкиравтодор» Эдуард Гайнуллин. — Их недостаточно для поддержания дорог в республике в надлежащем состоянии. Поэтому и нарекания в наш адрес большие. Нам не хватает ресурсов, техники, тем не менее проблему мы постараемся решить.
КОММЕНТАРИИ

Наиль Кутлугильдин,
председатель комитета Госсобрания по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству:
— Все дороги у нас в республике — бесхозные. А государственные деньги, будем говорить откровенно, разворовываются. К примеру, миллиард рублей, потраченный на строительство затонской развязки в Уфе, на самом деле попросту «увели». Хотя на эти деньги можно было бы весь «Башкиравтодор» обновить. Везде работают одни и те же схемы растаскивания бюджетных средств.

Почему на предприятии так раздуты кадры? На четверых рабочих здесь приходится один инженер. Огромные траты идут на содержание 250 служебных очень дорогих иномарок. А так называемые «непредвиденные расходы» по итогам прошлого года «съели» четыреста миллионов. Да за такие расходы бухгалтер должен давно в тюрьме сидеть, а он тут нам говорит: «Исправимся».

Руководитель региона дал мне поручение разобраться, кто, где и сколько ворует, почему медленно и плохого качества строят дороги. Я разослал по ведомствам запросы, но до сих пор не получил ни одного ответа. Например, Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству не располагает информацией, сколько у нас в республике асфальто-бетонных заводов, какая у них мощность. Зато всем известно, что в комитете за взятку можно оформить любой акт по качеству уложенного асфальта.

В муниципалитеты отдали 2,7 миллиарда бюджетных денег и «забыли» про них. Хотя в Госкомитете работают 150 сотрудников, 45 из них — контролеры.

На проспекте Салавата Юлаева в Уфе на протяжении двух километров содран асфальт. Работают на этом участке от силы двое рабочих, там уже нанесло сантиметры грязи, ведь на дворе ноябрь. Теперь на нее будут асфальт класть. Это свидетельствует о том, что в республике нет координатора по дорожным вопросам. Девять миллиардов освоены, а дорог нет.

В моем лице Госсобрание выражает Госкомитету серьезнейшее неудовольствие и ставит оценку «два».

В декабре мы должны составить программу по наведению порядка в дорожном хозяйстве республики.

Ильяс Муниров,
председатель Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству:
— Для себя я сделал вывод, что дорожная отрасль работает эффективно. Только на аукционах за последние два года удалось сэкономить полтора миллиарда рублей. У нас 20 лет не ремонтировались дороги, а теперь ремонтируем по 850 километров в год. Но тут нужно учитывать, что региональные дороги строились в послевоенные годы. И как бы мы их ни ремонтировали, они рассчитаны на нагрузку до шести тонн. А сегодня большегрузы возят до 80 тонн. Поэтому региональные дороги необходимо выводить на уровень федеральных трасс. И мы этим занимаемся.

Два года назад было паспортизировано всего два процента дорог, теперь — пятнадцать процентов. Это большой объем работы. Возникает вопрос, куда необходимо прежде направлять полученные из бюджета средства — на продолжение паспортизации, ремонт или содержание? Если мы хотим, чтобы дороги в республике находились в нормальном состоянии, то и денег нужно выделять на них соответственно. Иначе говоря, нормативная база должна составлять тридцать миллиардов рублей, то есть четверть бюджета республики. Правда, если мы выйдем на этот уровень с 2014 года, то придется ущемить интересы учителей, врачей, закрыть все школы. Конечно, это не государственный подход.

Вот, некоторые сравнивают республику с Германией. Территории у нас почти одинаковые, но там 84 миллиона населения. Чтобы у нас дороги были немецкого качества, нужно, чтобы и населения у нас было 10-12 миллионов человек, которые обеспечили бы соответствующую налоговую базу. На проблему надо смотреть в совокупности.

Мы знаем, в каком состоянии находится дорожное хозяйство, и работаем по плану. Однако сразу все сделать невозможно, ведь чтобы устранить тот же недоремонт, который накопился за двадцать лет, потребуется 120 миллиардов. Где взять такие деньги? В первую очередь надо поднимать экономику в республике.

Госкомитет разработал стратегию развития автомобильных дорог, там указаны все ключевые моменты. Строить дороги, конечно, необходимо, но как? За счет одного дорожного фонда невозможно, поэтому мы ищем разные формы — это государственно-частное партнерство, платные дороги, инвестиции.
Читайте нас: