Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием состоится в Уфе 31 октября. Ее тема — «Федеральная контрактная система — основа развития конкурентной России». Об основных итогах работы по совершенствованию системы госзакупок и подготовке Башкортостана к преобразованиям в этой сфере, а также о самой конференции, ее программе и участниках читателям «РБ» рассказывает и. о. заместителя премьер-министра — и. о. руководителя аппарата правительства республики Илшат Тажитдинов.
— Илшат Азаматович, каковы, по вашей оценке, главные итоги в системе госзакупок в республике?
— Если говорить об итогах последних лет, то надо начать с истоков развития централизованной системы государственных закупок республики — с момента создания указом президента Башкортостана Рустэма Хамитова в августе 2010 года уполномоченного органа исполнительной власти специальной компетенции — Госкомзаказа РБ.
За это время удалось выстроить эффективную централизованную систему торгов и сместить акцент в пользу наиболее конкурентной процедуры закупок — электронного аукциона.
Госкомзаказ успешно прошел все этапы централизации системы госзакупок и обеспечил впечатляющий рост основных показателей эффективности деятельности. Сегодня через него размещается более 80% конкурентных процедур в республике. В стоимостном выражении это порядка 22 млрд рублей в год, при этом экономия средств республиканского бюджета только за прошлый год увеличилась в 2,3 раза — с 1,3 млрд рублей в 2010 году до 3 млрд рублей в 2011-м. Из них 2 млрд рублей было обеспечено в результате проведения централизованных торгов. Эффект от деятельности Госкомзаказа за весь период его работы превысил 4,4 млрд рублей бюджетных средств. И это очень хорошие результаты, которые нам удалось получить по итогам последних двух лет.
— Какие проблемы остались пока нерешенными, что препятствует дальнейшему развитию республики в сфере госзакупок?
— Здесь я выделил бы такие злободневные проблемы, которые в настоящее время присущи и всей стране в целом. Основное из них — низкое качество планирования закупок, отсутствие методического сопровождения при формировании начальных цен контрактов, необоснованность размещения ряда заказов, отсутствие систем нормирования и ограничения приобретения товаров премиум-класса и автомобилей повышенной комфортности. Кроме того, стоит отметить низкую прозрачность в сфере контрактных отношений, рейдерские атаки и проникновения на торги, нездоровые демпинговые ситуации, отсутствие защитных механизмов и возможности выбора более надежных поставщиков. Особенно это актуально, когда речь идет о строительстве социально значимых объектов — больниц, школ и детских садов. И это далеко не все проблемы в сфере государственных контрактных отношений.
— Вы отдельно обозначили проблему закупок товаров и автомобилей класса «люкс». Скажите, делается ли что-нибудь, чтобы ограничить или вообще запретить такие закупки?
— Вопрос весьма актуальный, действительно, покупки дорогих автомобилей — это одна из «любимых» тем журналистов, благодаря им население узнает про такие закупки. И это правильно. Налогоплательщики имеют полное право знать, на какие нужды чиновников идут бюджетные деньги. Хотелось бы заметить, что законодательство не содержит ограничений на приобретение продукции премиум-класса, и это, конечно же, серьезный пробел! Мы надеемся, что внесенный на рассмотрение в Госдуму законопроект о ФКС разрешит проблему. Возможно, через механизмы общественного контроля либо через систему нормирования.
— В последнее время очень много говорят о ФКС, которая должна прийти на смену закону № 94. Что из себя будет представлять новая система, и каких нововведений следует ожидать?
— ФКС предполагает внедрение единого цикла формирования, размещения и исполнения заказов. Планируется расширить применяемые способы закупок. Отдельное внимание уделяется их прогнозированию и планированию, оценке обоснованности и результативности размещения заказов. Главная цель, которую преследует закон, — это эффективная реализация интересов государства и общества посредством получения качественного товара (работы) от лучшего поставщика и исполнителя в установленные сроки.
ФКС — это не просто инструментарий закупочной деятельности, но и механизм проведения эффективной конкурентной и экономической политики.
— Как республика готовится к таким преобразованиям?
— Понимая важность задач, мы продолжаем двигаться в направлении формирования регионального сегмента ФКС. И в этом неоценимую поддержку оказывают нам наши коллеги из Счетной палаты России.
Эта деятельность осуществляется в соответствии с планом работы совместной рабочей группы, который утвержден президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым и председателем Счетной палаты России Сергеем Степашиным. Реализация плана позволит республике подготовиться к преобразованиям и безболезненно преодолеть процесс реформирования отечественной системы госзакупок, а также предложить идеологам ФКС апробированные механизмы контрактных отношений.
Сейчас формируется необходимый научный задел для полноценной практической реализации механизмов контрактной системы. В июне прошел конкурс на выполнение НИОКР по разработке информационно-технологического макета интегрированной контрактной системы республики.
В ближайшее время начнется реализация пилотного проекта по интеграции контрактной и платежной систем. Он предполагает внедрение механизмов мониторинга исполнения контрактных обязательств при реализации госзаказа с использованием банковских систем проведения платежных операций. Эксперименты планируется провести при сопровождении контрактов в процессе строительства ряда объектов системы здравоохранения. Уже подписано соответствующее распоряжение правительства республики.
— Илшат Азаматович, не секрет, что сегодня на многих предприятиях привыкли работать по серым схемам, выплачивать зарплату в конвертах...
— Да, вы попали в точку. Пилот будет интересен с позиции ответа на вопрос: «Готов ли сегодня бизнес работать прозрачно в системе госзакупок?». К сожалению, не всегда. Но в перспективе представители бизнеса должны осознать всю полноту ответственности, которая лежит на них при работе с бюджетными деньгами. Государство, в свою очередь, должно обеспечить наблюдаемость затрат и подконтрольность движения каждого бюджетного рубля на всех уровнях управления контрактом.
Рассчитываем, что этот уникальный опыт послужит ценным материалом для развития ФКС. Наработки нашего региона, а также перспективные проекты, реализуемые в иных субъектах России, планируем обсудить на предстоящей конференции, которая пройдет 31 октября в Уфе.
— Думаю, нашим читателям будет интересно поподробнее узнать о конференции. Кто организует это мероприятие, кого планируется пригласить, какая программа ждет участников?
— Организаторами конференции являются Счетная палата России и правительство Башкортостана. В ее работе примет участие достаточно внушительная делегация Счетной палаты во главе с Сергеем Степашиным. Приглашены также представители администрации президента России, Совета Федерации и Госдумы, минэкономразвития, минрегионразвития, минфина России, ФАС России, субъектов Российской Федерации, международных, общественных и научных организаций.
Пленарные и секционные заседания пройдут по следующим направлениям: ФКС — инструмент стратегического управления, законопроект о ФКС: баланс интересов общества, государства и бизнеса. Будут обсуждаться и региональные аспекты развития ФКС.
Мы хотим организовать профессиональный диалог по вопросам совершенствования законопроекта о ФКС, обсудить международный и региональный опыт. Результаты дискуссии мы внимательно изучим, обобщим и направим в Госдуму для дальнейшего использования в работе по совершенствованию законопроекта о ФКС.