Все новости
Экономика
27 Сентября 2012, 15:07

ТБО ли ещё будет

Ежегодно в республике скапливается по два миллиона тонн отходов

Свалки мусора вплотную подступают к поселкам.
Свалки мусора вплотную подступают к поселкам.
Под полигонами твердых бытовых отходов, называемых в простонародье свалками, находится около двух тысяч гектаров республиканской земли. Собственно полигонов насчитывается 43, а мест, которые иначе как помойкой и не назовешь, — более 2,5 тысячи. Не говоря уже об эстетическом аспекте, все они еще и опасны для здоровья.

Тема управления отходами остро стала обсуждаться в последние лет 10 — 15. Связано это с изменениями на потребительском рынке: товары стали фасоваться в яркие, броские, но часто токсичные упаковки, которые, к тому же еще и долго разлагаются — порой десятилетия. На Западе быстро сообразили, что из отходов можно извлекать доходы — там на этом развернулась целая индустрия. А как у нас?

— Ни у нас в республике, ни в стране нет эффективной системы управления этим сложнейшим вопросом, — считает глава региона Рустэм Хамитов. — Все, что мы делаем — это вывозим, сжигаем или закапываем мусор на свалках. Сортировка твердых бытовых отходов организована лишь на двух линиях в Уфе. И я разделяю возмущение людей, которые протестуют против появления рядом с их жильем новых территорий, на которых складируются отходы.

В республике вторично используется менее 15 процентов отходов. Ежегодно же в Башкирии образуется около двух миллионов тонн бытового мусора — по полтонны на каждого ее жителя. Загруженность свалок растет со скоростью 10 процентов в год.

В деревне Шарипово Кушнаренковского района, километрах в 30 — 40 от столицы республики, на берегу речки Каряка расположилась свалка. Мусор с нее ветром уносит даже до идущей метрах в двухсот отсюда федеральной автотрассы М-7. Что уж говорить о домах по соседству.
— Мы во все инстанции писали жалобы с требованием закрыть или хотя бы облагородить эту помойку — результат ноль, — пенсионерка Наркиза Давлетова возмущена даже не бездействием властей, а тем, как сами жители села относятся к окружающей среде. — Сюда везут мусор со всей округи, и до того обленились, что ворота не открывают, а сваливают отходы вокруг. К берегу речки уже только по памперсам и можно пройти. А еще поджигают свалку, и она дымит сутками, дышать нечем.

Медсестра местной сельской врачебной амбулатории Нурия Зайдуллина видит в этом и другую проблему.

— Наши коровы пасутся здесь, — говорит она, — роются в этих отходах, потом болеют, были случаи, погибали. А молоко какого качества после этого?

Вокруг свалки мы нашли и большую кучу отработанных шприцев и медицинских катетеров. В шариповской врачебной амбулатории считают, что утилизируют их по правилам, однако «мешки с отходами могут и собаки разворошить».

И таких историй вам расскажут массу почти в каждом населенном пункте. Ясно одно — нужны мусороперерабатывающие заводы.

— С 2010 года нам поступило около 20 предложений от крупных иностранных компаний, — отметил на совещании по проблемам и перспективам развития переработки мусора Рустэм Хамитов, — и не одни из переговоров не были доведены до конкретного результата. У нас не один и не два чиновника съездили за рубеж. Посмотрели и вернулись ни с чем. Так не пойдет. Нужны результаты.

Исполняющая обязанности министра природопользования и экологии республики Ольга Лаздина поясняет, что предложения зарубежных компаний касались в основном дорогостоящего оборудования и технологий, либо повышения тарифов за сбор мусора. «Нам же необходимо перейти к строительству полигонов с линиями сортировки отходов, оснастить ими уже имеющиеся полигоны. Причем экономическая целесообразность возникает, если их мощность будет превышать 100 тысяч тонн отходов в год», — считает Ольга Лаздина.

Напомним, что новых отходов в республике возникает по два миллиона тонн в год. Прибавьте к этому уже имеющиеся «запасы», и получится, что экономическая выгода все же есть. Чего же тогда не хватает, чтобы перейти от разговоров к делу?
Между тем

Потомки нас
не поймут?

Переработкой твердых бытовых отходов в Башкортостане планировала заняться немецкая фирма «Ремондис».

Как пояснил газете руководитель общества дружбы «Башкортостан — Германия» Вадим Курилов, еще в 2006 году фирма предполагала технологию строительства предприятия полноциклового комбината по утилизации мусора, но не смогла найти общего языка с уфимской мэрией. По словам нашего собеседника, тогдашняя администрация Уфы начала навязывать инвесторам невыгодные условия, а кто-то из заместителей мэра даже сказал следующее: «Потомки нам не простят, если мы отдадим наш мусор немцам». Что имел в виду чиновник, немцы не поняли, но свои планы свернули. Между тем эта компания уже работает в поволжских регионах России. Например, в Мордовии. Также Вадим Курилов сообщил, что германские бизнесмены и сейчас готовы наладить сотрудничество с нашей республикой.

Владимир ТРОНЯГИН.
Компании, которые в течение последних трёх лет предлагали республике
свои технологии по переработке отходов:
  • Фирма SMS CZ (Чехия)
  • «РД-МАШ» (оборудование Голландии и Чехии)
  • ВОЛГОМОДЕРУС (Москва, российские технологии)
  • «ИТЛАН» (Россия)
  • «Мосводоканал НИИпроект»
  • «Экоплазма» (оборудование «НПО ЭКОПРОМЭНЕРГО»)
  • «Стройтрансгаз» (Москва, завод термохимической конверсии отходов технологии Volcano)
  • ALBICIA AG (оборудование Германии)
  • ETHA TECH LIMITED PLC (Великобритания)
  • Компания АЙ ТИ ЭС СИ ЛИМИТЕД (технология запатентована американской компанией Green Power Inc.)
  • «Техно Логистик»
  • Центр внедрения инновационных разработок (г. Екатеринбург)
  • Международный инновационный консорциум «Чистый Мир» (Москва, российская технология)
  • Sumitomo Corporation Europe Ltd. (Япония)
  • ООО «Вландис»
  • Компания EMPRESS Trading Inc. (Канада)
(По информации министерства природопользования и экологии республики)
Читайте нас: