Все новости
Экономика
27 Сентября 2012, 15:08

Люди и мусор: кто кого?

Кто тянет резину

Чуть больше года работает в Нефтекамске завод по переработке резино-технических изделий (читай: автомобильных шин), построенный на пригородном пустыре. Предприятие уникальное не только для республики — в России таких единицы. И так уж повелось, что ко всему новому, пусть даже крайне необходимому, у нас подолгу приглядываются да присматриваются.

— Мы обеспечили работой 39 человек, считаю это одним из главных достижений, — говорит директор завода Нафис Курбанов. — Что касается продукции — из отслуживших свое автошин мы выпускаем два вида резиновой крошки. Она очень эффективна как добавка в асфальт при строительстве дорог, из нее мы производим практичную тротуарную плитку. Нефтяники закупают текстильный корд — он необходим при бурении скважин, металлокорд используют для упрочнения бетона строители.

Но разговор с Н. Курбановым на этом не закончился:

— В год наши мощности позволяют перерабатывать до шести тысяч тонн сырья. Но сегодня мы загружены процентов на сорок. Дело в том, что автопредприятия, обязанные сдавать нам старые шины, должны платить за услугу по их приемке. Механизм сдачи старых шин так до конца и не отработан. Зато завелось немало предприятий-«жучков», которые торгуют справками о том, что приняли на утилизацию шины у предприятий. После чего столь необходимое нам сырье просто отвозят на свалку. Выход продукции по этой причине не покрывает затрат на ее производство. Сегодня мы очень нуждаемся в дотациях, как это принято во всем мире. Обращались в различные инстанции, но поддержки пока не получили. Так что работаем пока, увы, себе в убыток.

Слова Нафиса Курбанова подтверждает начальник Учалинского участка ООО «Триумф» Григорий Кузьмин:

— Шестьдесят четыре транспортных предприятия города и района имеют служебный транспорт, а с нами заключили договоры только девять из них. Спрашивается: остальные куда девают свои изношенные автомобильные шины? Получается, просто выбрасывают, потому что других предприятий, которые имеют лицензию на их утилизациюя, в городе и районе нет. При производственной мощности 60 тонн перерабатываем всего лишь 25 — 30 тонн в месяц.
Учалинский участок работает с ноября прошлого года. Здесь есть своя линия, на которой шины режутся на чипсы и затем отправляются в Нефтекамск.
Сам собой возникает вопрос: кто и где тянет резину, оставляя уникальное предприятие один на один со своими проблемами?

Несобираемая ртуть

Одна из самых злободневных проблем Учалов — сбор отработанных ртутьсодержащих ламп.

— Буквально вчера определилось предприятие, которое будет заниматься этим. С организациями и предприятиями будут заключать договоры, а для населения услуги будут бесплатными. В нескольких точках города и в сельских поселениях появятся специальные контейнеры, — говорит главный специалист-эксперт Белорецкого территориального комитета по городу Учалы и Учалинскому району минэкологии Ришат Динисламов.

Со сбором использованных аккумуляторных батареек вопрос решен — рынок уже освоен, отметил он. Также нет проблем и с полигоном ТБО в городе. «Проект полигона был рассчитан до 2025 — 2030 года, фактически же уже через три-четыре года вопрос опять может стать актуальным. В городе были попытки раздельного сбора мусора, но, к сожалению, начинание не увенчалось успехом», — отметил Р. Динисламов.

Отходы —
в доходы

Наша газета уже рассказывала о начале строительства в Стерлитамаке мусоросортировочного комплекса для извлечения вторсырья из общего потока бытовых отходов. Он строится на базе предприятия «Вторсырье» и рассчитан на мощность переработки до 400 тысяч тонн сырья в год. Инвестиции в мусороперерабатывающий комплекс составляют 80 млн рублей.

Как сообщили «РБ» в городской администрации, одновременно со строительством комплекса ведется прием макулатуры, полиэтилена, пластиковых бутылок от населения за наличный расчет. Это делается для того, чтобы вторсырье можно было прессовать и отправлять потребителю. К слову, создание предприятия даст 250 новых рабочих мест. До конца года предполагается пуск первой линии, а уже в декабре конвейер сможет обеспечить полный цикл сортировки.
Точка зрения

Бизнес по переработке отходов сложный и не очень рентабельный, считает Александр Янковский, руководитель одного из предприятий, занимающихся переработкой ТБО. Мало того, что сам бизнес не изучен, так еще не всегда поддерживается со стороны органов местного самоуправления.

— Существующая в республике система обращения с ТБО основана преимущественно на их захоронении на свалках или полигонах. Наше предприятие осуществляет их переработку. Мы построили и запустили в тестовом режиме мусоросортировочный комплекс в поселке Иглино.
Планируем открыть цеха по изготовлению полимер-песчаных стройматериалов с использованием отсортированного мусора. По сути, мы предлагаем замкнутый цикл, — рассказал «РБ» Александр Янковский. — Однако до сих пор мы не можем до конца оформить землю. Предприятие уже год ведет переписку по оформлению прилегающего земельного участка, необходимого для работы мусоросортировочного комплекса. Его отсутствие не позволяет работать в штатном режиме. Более того, недавно выяснилось, что участок рядом с нашим производством, на строительство которого, к слову, ушло два года, администрация района выставляет на аукцион для размещения там аналогичного предприятия.
Зачем? Мы являемся добросовестными инвесторами, развивающими это направление. При этом, заметьте, вкладываем собственные деньги. Получается, что Иглинскому району не нужны инвестиции?


Читайте нас: