«Кто сказал, что после сорока молоко пить вредно? Опровергли врачи уже это высказывание: молоко можно пить всем — от младенцев до стариков», — рассуждает телятница одного из животноводческих хозяйств под Уфой Татьяна Бабушкина.
За ее спиной в вольерах расположились роскошные голштинки и черно-пестрые красавицы из Финляндии. Вальяжных скандинавок клонит ко сну, и, несмотря на повышенное внимание толпы, они укладываются вздремнуть — аккуратно, не подминая свое главное богатство — вымя.
— Это очень высокоудойные коровы. Каждая дает от 25 до 40 литров молока в сутки. Те, что здесь, — это не какие-то выставочные экземпляры, у нас все такие — ухоженные, спокойные, знающие себе цену, — продолжает Бабушкина. — А вот мое богатство (Татьяна кивает на загородку с телятами) — сыновья и дочки этих особ. Самой младшенькой, Звездочке (мы ее так назвали, потому что ночью родилась), чуть больше двух месяцев, а она уже семьдесят пять килограммов весит.
— Как думаете, побьем прошлогодний рекорд в распитии молока?
— Как не побить, вон сколько народу пришло на фестиваль — тучи.
И народу тучи, и на небе тучи, пролившиеся затяжным дождем. Не самая солнечная погода выдалась. Она сказалась на празднике.
Провести второй фестиваль на высоком уровне — это как вторую книгу издать после первой — нашумевшей, принесшей автору славу. Попробуй, закрепись в обойме, повтори успех. И хотя Башкирия действительно в обойме и считается первым переработчиком в стране — она производит около двух миллионов тонн молока в год, и это высокий показатель, если учесть, что в масштабах России всего перерабатывается около 14 миллионов тонн, — по части показа товара лицом мы совсем еще не мастера.
Запомнившийся по прошлому году яркий, необычный семейный праздник плюс активная реклама привлекли в этот раз на площадь перед горсоветом десятки тысяч людей. Не то что купить — узнать, что продает или представляет собой участник фестиваля, было невозможно.
Витрины, как железобетонной стеной, окружены народом, жаждущим молока, масла, сыра. Крик, шум, гам — не подходи, если пуговицы дороги… Участникам — производителям молочной продукции — отвели по полтора-два метра для витрин: где тут разместиться товару и людям? Организаторы праздника, в числе которых Минсельхоз России, правительство Башкортостана и «Союзмолоко», отдали приоритет региональным переработчикам. Их было три десятка — от средних предприятий до крупных акционерных обществ.
Площадь в центре города оказалась маловатой для большого фестиваля. Празднику пора разжиться другим майданом — удобным и для людей, и для организации торговли (большинство горожан воспринимает фестиваль как возможность купить подешевле, по заводским ценам, качественные продукты), и для животных.
Оказались запертыми в стойла и вольнолюбивые кобылицы Уфимского конезавода № 119. К ним тянули руки — хороши лошадки, как не погладить! Представительницы башкирской породы, которая славится своим неукротимым нравом, вели себя мирно. Директор конезавода Радиф Халиков сказал нам, что с кобылками до праздника целую неделю гуляли, приучая к обществу людей, чтобы избежать стресса. Четыре дойные кобылицы, привезенные в Уфу, дают по 2,9 тыс. литров молока в год. Правда, годом следует называть сезон, он длится не больше семи месяцев. Но кумыса производят немало, только на праздник привезли десять тонн. В этом году перешли на шестиразовую механическую дойку — купили аппараты, до этого доили вручную, четыре раза.
О пользе и востребованности целебного напитка можно говорить бесконечно: и туберкулез перед ним отступает, и холестерин тает без следа… Но все еще неосвоенным остается производство детского питания из кобыльего молока, которое могло бы по-хорошему «взорвать» диетическую пищевую промышленность — не занята никем эта ниша, а мир в ней нуждается. И цена вопроса совсем не велика — меньше 50 миллионов рублей для производства понадобятся. Ау, инвесторы!
До инвесторов еще докричаться надо, а детей на празднике хоть отбавляй. Многие из них впервые видели сельскохозяйственных животных. Поэтому общение с ними стало для детей (да и взрослых тоже) настоящим событием. К тому же они узнали, откуда берется молоко, наблюдая за процессом дойки. И даже могли попробовать себя в роли доярок. Специально для этого на площади были установлены муляжи коров.
Для детей на площади Ленина было выделено несколько зон, где разместились молочное кафе, мастерские и различные аттракционы. За участие в соревнованиях, таких как «Дойная корова», «Ипподром», «Родео», «Молочные велосипеды», «Сумо-бычки», начислялись баллы, они подсчитывались и обменивались на призы.
Ну а самый главный подсчет осуществляли под занавес фестиваля и пришли к выводу: в Уфе за пять часов было выпито семь тонн молока. Это, как утверждают организаторы, мировой рекорд!
По сведениям минсельхоза республики, сокращение поголовья крупного рогатого скота в регионе продолжилось и в этом году. Так общее поголовье составило 1 млн 320 тыс., уменьшившись на два процента, но при этом Башкортостан сохранил лидирующее положение по численности КРС в стране. Коров в сельхозпредприятиях стало меньше на пять процентов (183 тысячи). В то же время молока в Башкирии стали производить больше: в сельхозпредприятиях — на 11 процентов, а вместе с личными подворьями — только на 9 процентов.
|
- По данным МВД, на фестиваль пришли более 15 тысяч человек.
- По данным Минсельхоза, в фестивале приняли участие 26 молочных предприятий и пять предприятий, производящих кумыс.
- Было роздано (при дегустации) и реализовано 49,6 тонны цельного молока, 1,4 тонны сыра, 1,7 тонны мороженого, 6,5 тубы (условных банок) сгущенки и полтонны козьего молока.
- На «Молочной ферме» нашли пристанище 12 коров и 9 телят, 6 кобыл и 6 жеребят, 10 овец и 8 ягнят, 10 коз.
- Во всех категориях хозяйств содержится 1,32 млн голов крупного рогатого скота, в том числе более полумиллиона коров.
- Для распития «рекордного» молока было роздано 35 тысяч 200-граммовых упаковок молока — всего 7 тысяч литров. Из 25 тысяч упаковок к полуночи была собрана фигура коровы. Доподлинно ясно: самая большая в России, но, возможно (после более тщательных измерений), корова потянет и на европейский рекорд.
|