Все новости
Экономика
1 Сентября 2012, 15:02

Как до Китая?

Правительство оценило экономический эффект от строительства платных трасс

Несмотря на повышенное внимание со стороны государства, дорожное хозяйство страны продолжает оставаться крайне неоднозначной отраслью экономики. С одной стороны, необходимость развития транспортной сети бесспорна. С другой — некоторые «безумные идеи» просто повергают обывателей в шок своей сложностью, дороговизной и сомнительным социальным эффектом. Есть подобные дорожные колоссы и у нас. Их оценили участники совещания, прошедшего вчера под председательством президента республики Рустэма Хамитова.

Вопрос на засыпку

Один из наиболее масштабных и затратных проектов — платный транспортный коридор, соединяющий федеральные автомагистрали М5 и М7 через печально известный тоннель под столичными улицами, а также мост через Уфимку. Строительство этого объекта длится с 1992 года. В него уже вложено больше

5 млрд рублей, однако свет в конце тоннеля пока не виден. Не говоря уже о подходах и обходах. Председатель правления госкомпании «Российские автодороги» Сергей Кельбах, прибывший с рабочим визитом в республику, назвал этот проект нереализуемым.

— Можно разработать подробное финансово-экономическое обоснование, изучить прогноз развития регионов, грузопассажирского трафика. Но мы считаем, что этот проект нерентабелен, — отметил он, — и с точки зрения сложности, и в плане финансирования.

По словам главы администрации Уфы Ирека Ялалова, общая стоимость транспортного коридора в сегодняшних ценах — около 32 млрд рублей. Срок окупаемости — 25 лет. Еще десять лет уйдет на строительные работы.

— Это колоссальная сумма, ни у кого сейчас таких денег нет, — сказал Рустэм Хамитов. — Республика может лишь частично профинансировать проект, если будет найден инвестор.
Помимо указанных выше средств сейчас только на поддержание тоннеля в неаварийном состоянии ежегодно уходит больше 100 млн рублей. А для консервации, то бишь засыпки в случае невозможности строительства, нужно около 2 млрд рублей. Спрашивается, о чем думали разработчики и чиновники, начиная работы?

— Тех, кто втянул республику в эту авантюру, у власти уже нет, а нам приходится расхлебывать эту тяжелую и страшно дорогую историю, — констатировал Рустэм Хамитов.
По его словам, вопрос о судьбе коридора будет вынесен на заседание правительства для принятия окончательного решения.

Дорога в небо

Более перспективным проектом, в котором принимает участие Башкортостан, видится дорога в составе международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Вчера большая стройка пришла в республику — близ деревни Рятамак Ермекеевского района начались работы на отрезке Бавлы — Кумертау, 265 башкирских километров платной автострады Санкт-Петербург — Пекин пройдут по Ермекеевскому, Белебеевскому, Альшеевскому, Бижбулякскому, Миякинскому, Стерлибашевскому, Федоровскому и Куюргазинскому районам. Строительство состоит из двух этапов. Проект первых 40 километров уже готов. Сейчас он проходит государственную экспертизу. В августе заключен контракт на проектно-изыскательские работы оставшейся части. В этом году на проектирование будет выделено около 50 млн рублей. Уже проводится работа по отведению земель и переводу их под промышленное и строительное назначение. По прогнозам экспертов, прокладка автострады завершится к 2016 году. Сколько будет стоить проезд до Поднебесной, пока, увы, неясно.

Участие в возведении республиканского отрезка магистрали принимает госкомпания «Российские автодороги». Как отметил Сергей Кельбах, в республике появится ее подразделение, и проект будет развиваться при непосредственной поддержке филиала.

* * *

Кроме двух больших объектов, обсуждение коснулось качества автодорог. Оно во многом зависит от использования современных материалов, в первую очередь битумов. Возникают трудности из-за перебоя с их поставками. Частично снять проблему с обеспечением качественным дорожным покрытием способен проект терминально-складского комплекса
«Битум-технопарк» в Салавате. Создать его планируется на основе государственно-частного партнерства.

Важный вопрос — запуск скоростных линий транспорта в Уфе. Строительство традиционной подземки в Уфе невозможно из-за особенностей грунта. Поэтому выход из ситуации, по словам президента, — скоростной трамвай.

О перспективах этих направлений мы расскажем в следующих номерах газеты.
Цифры
  • Протяженность дорог общего пользования в республике — 26 тыс. км, из них 800 км — дороги федерального значения.
  • За последние десять лет уровень автомобилизации увеличился более чем наполовину, а протяженность дорог с твердым покрытием — только на 3%.
  • Сегодня 76% дорог регионального и межмуниципального значения требуют ремонта из-за ускоренного износа покрытия. В неудовлетворительном состоянии находится половина мостов.
  • Ежегодно ремонту подлежит около 3 тыс. км дорог, в то время как ремонтируется лишь пятая часть. На содержание дорог ежегодно тратится 3,5 млрд рублей, в то время как необходимо около 7 млрд.
Читайте нас: