Все новости
Экономика
30 Августа 2012, 15:32

Есть ли панацея от кризиса?

Республика должна максимально подготовиться к неблагоприятной экономической ситуации

Наш ответ на вопрос, заданный в заголовке статьи, однозначен — никакой панацеи от кризиса нет. Как фаза экономического цикла, он неминуем. Но этот вывод не должен стать поводом для тревожных настроений. История показывает: различные страны переживают экономические кризисы по-разному. Так, кризис 2008 — 2009 годов, по существу, не затронул нашего соседа — Турцию. Более того, он стимулировал такой приток капиталов, что страна заняла по темпам экономического развития одно из первых мест, намного опередив Китай и Индию.
Сегодня рано, завтра — поздно

Когда мы говорим об экономическом кризисе, речь прежде всего идет о мировом хозяйстве, хотя бывают и локальные его проявления, даже в рамках отдельных регионов. В данном случае нас интересует, как отразится кризис на экономике Башкортостана и как можно его нивелировать.

Разрабатывая антикризисную программу, региональным органам власти следует учесть, что, во-первых, цикличность является формой прогрессивного развития, то есть только циклически развивающаяся экономика является эффективной.

Во-вторых, в различные периоды кризиса происходят разрушение технологической структуры производства, ее модернизация на основе нового технологического уклада и за счет этого — повышение эффективности производства и последующий экономический рост. Кризис «вычищает» из экономики слабые в технологическом отношении, неконкурентоспособные предприятия.

В-третьих, в каждой стране, даже в отдельно взятом регионе кризис имеет существенные особенности, обусловленные структурой местной экономики и уровнем ее развития.

Для успешного выхода из кризиса с наименьшими потерями требуется не только координация усилий отдельных стран на международном уровне, но и обеспечение системной работы на различных уровнях — в регионах и муниципальных образованиях. Эти антикризисные меры, не повторяя общефедеральные, должны быть отнесены к полномочиям соответствующих органов власти.

Очень важным является определение «пиковой» точки включения антикризисной программы. Как опережение, так и запаздывание приводят здесь к серьезным потерям. В первом случае — в виде растрачивания накопленных ресурсов, во втором — в виде потерь в экономике, которые можно было бы избежать.

Где тонко, там и рвётся

Оценивая ситуацию в Башкортостане, хотим отметить, что мы, в силу специфики структуры экономики, рискуем оказаться в числе регионов, где глубина кризиса может быть максимальной. Поскольку более половины нашего экономического потенциала приходится на топливно-энергетический комплекс. Падение цен на нефть и продукты ее переработки способно существенным образом снизить доходную часть бюджета. Также сильнее, чем у соседей, экономика республики зависит от экспорта. Поэтому кризис в странах Европы, несомненно, отразится и на экономической ситуации в Башкортостане.

Следует отметить, что республика не имеет «антикризисного кошелька» наподобие федерального стабилизационного фонда. Уже в течение длительного периода сохраняется бюджетный дефицит. Хотя первое полугодие республика закончила с профицитом в 5 млрд рублей, все же минфин планирует на конец года бюджетный дефицит в 5 млрд рублей. Аналогичную цифру мы имели на начало предыдущего кризиса.

Приходится признать, что финансовое положение предприятий республики сегодня хуже, чем когда бы то ни было. Если по состоянию на 1 мая 2008 года, то есть перед прошлым кризисом, 12% предприятий имели убыток на 6,3 млрд рублей, то доля убыточных предприятий и организаций на начало нынешнего лета составила 19,9%, их убытки достигли 17,5 млрд рублей. Наибольшие суммы убытков наблюдались в операциях с недвижимым имуществом, в аренде и предоставлении услуг (12,3 млрд рублей). Во время предыдущего кризиса наибольшая сумма убытков приходилась на строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Сегодня на передний план выходят убытки обрабатывающих производств (свыше 2 млрд рублей), транспорта (1,1 млрд рублей), строительства (840 млн рублей), добычи полезных ископаемых (650 млн рублей).

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в фактических ценах по крупным и средним предприятиям снизился на четверть от прошлогоднего периода.

При достаточно высоких темпах экономического роста (выше 6%) снижается прибыль предприятий (на 40%). Ухудшение финансового состояния предприятий, на наш взгляд, во многом определяется низким уровнем менеджмента и высоким уровнем коррупционной составляющей.

Кризис 2008 — 2009 годов показал и слабость банковской сферы республики. Башкирия сегодня практически не имеет «собственных» банков. Густая сеть кредитных учреждений представлена территориальными подразделениями московских и зарубежных банков. Ясно, что в условиях кризиса они в первую очередь будут выводить свои активы из периферийных учреждений. Как несколько лет назад отмечалось на заседании правительства по антикризисным мерам, в разгар предыдущего кризиса до предприятий республики не дошли деньги, выделенные федеральным центром. Мы считаем, что ситуация имеет, мягко говоря, достаточно большую вероятность повторения.

В условиях экономического кризиса фактором оживления народного хозяйства служит строительный комплекс, прежде всего строительство жилья. Хотя ввод жилья за январь — июль 2012 года вырос против того же периода прошлого года на 12%, а объем строительных работ увеличился на 14,9%, итоги нынешнего июля были не совсем удачными: объем работ к июлю 2011 года снизился почти на 8%.

Негативные тенденции еще более заметны в другой базовой отрасли — в сельском хозяйстве. Здесь по пальцам можно пересчитать жизнеспособные многопрофильные предприятия. К сожалению, так называемая аграрная реформа до сих пор сводилась к слому существующих производительных сил, а взамен почти ничего создано не было. Чрезмерная монополизация розничной торговой сети, обрабатывающих предприятий АПК сужает доступ к прилавкам для местных производителей сельскохозяйственной продукции.

На состояние дел в машиностроении и металлургии республика повлиять, по существу, тоже не в состоянии, поскольку предприятия входят в структуры, головные части которых находятся далеко за пределами Башкортостана. А это отражается на показателях занятости населения, особенно в таких малых городах, как Белебей, Белорецк, Нефтекамск, Учалы, где функционируют от силы одно-два градообразующих предприятия. Интегрированным показателем всех этих негативных моментов является заработная плата трудоспособных граждан. По данным Башстата, в 2011 году каждый третий житель республики получал меньше десяти тысяч рублей в месяц. Как говорится, комментарии излишни.

Еще один момент, который нужно отметить: антикризисные меры имеют характер долговременных и краткосрочных действий. Что касается долговременных (структурная перестройка экономики, ее перевод на рельсы инновационного развития, создание эффективного менеджмента) — мы уже опоздали. Кризис вовсю стучится в наши ворота. В этих условиях мы можем реализовать только те меры, которые нам под силу.

Что делать

Мы предлагаем провести ревизию бюджета 2012 года с тем, чтобы освободить его от неэффективных расходов. Надо на деле осуществить программно-целевой подход к финансированию бюджетных расходов, введя систематическую отчетность ведомств за исполнение программ.

И, наконец, нужно снять все бюрократические препоны на пути жилищного строительства. Здесь речь идет прежде всего о беспрепятственном выделении земельных участков. Эта отрасль должна стать одним из локомотивов экономического роста.

Еще один резерв — поддержка малого бизнеса за счет реальной борьбы с коррупцией и чиновничьим рэкетом.

Необходимо также усилить действия правительства и Торгово-промышленной палаты по поиску новых рынков сбыта для наших товаров. Наиболее перспективными в этом плане являются рынки Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Требуется и усиление интеграционных процессов с соседями — Челябинской, Самарской областями, Пермским краем, Татарстаном и Удмуртией.

В новых условиях власти республики должны дать адекватную оценку сложившейся ситуации и принять необходимые решения. В этой связи нас очень беспокоит, что возможное наступление кризиса в прогнозе социально-экономического развития Башкортостана на 2013 год Минэкономразвития республики даже не рассматривает.

Время требует напряженного труда от каждого. При этом необходимо четко и оперативно реагировать на любые цифры. Нужен еженедельный мониторинг рынка труда и деятельности организаций жизнеобеспечения. Конечно, должны быть четко разграничены «зоны ответственности» всех министерств, ведомств и муниципалитетов.

Нельзя допустить, чтобы в силу недостаточной компетентности отдельных руководителей республика оказалась вне мер по поддержке предприятий и социальной сферы, предпринимаемых федеральным центром, и реализовались попытки переложить трудности кризиса на беднейшие слои населения.
Читайте нас: