Все новости
Экономика
29 Августа 2012, 16:34

Работа есть. Рабочих мало

Проблема нехватки трудовых ресурсов обескровливает экономику

Руководители предприятий, организаций и учреждений все чаще сталкиваются с ситуацией, когда им не хватает квалифицированных кадров. Прежде всего — специалистов начального и среднего профессионального звена. И эта проблема не решится сама собой: российские аналитики отмечают, что 37 процентов нынешних работников — это люди предпенсионного и пенсионного возраста. Мало того, страна вступает в наиболее проблемный с демографической точки зрения период. А значит, в скором времени численность населения в трудоспособном возрасте будет сокращаться. Ожидается, что при этом обострится и отраслевая борьба за трудовые ресурсы. Готовы ли к ней предприятия? Что делают работодатели для привлечения молодежи на возглавляемые ими заводы и фабрики? Как выстраиваются их отношения со школами, ссузами и ПТУ? Эти вопросы обсуждались в Туймазах за «круглым столом» с участием представителей администрации района, руководителей заводов, школ, училищ и ссузов, а также туймазинцев, состоящих на учете в центре занятости.
Растить специалиста нужно со школы

Во время беседы в различных вариациях звучал вопрос: почему нынешняя молодежь предпочитает жить по принципу «все и прямо сейчас»? Многие руководители именно в неготовности молодого поколения к кропотливому повседневному труду видят корень нынешних проблем.

Ахат Абдрашитов,
директор ОАО «УТС-Туймазыхиммаш»:

— Статистика говорит сама за себя: в первые полтора года работы у нас увольняются 65 — 70 процентов молодых специалистов. Взрослея, они подходят к принятию такого решения более осмотрительно: из тех, кто проработал от полутора до пяти лет, заявление «по собственному желанию» пишут не более 15 процентов работников, если пять лет и более — как правило, окончательно связывают с заводом свою дальнейшую судьбу.

Схожие данные приводят представители и других туймазинских предприятиий.

— С 1 января по 8 августа к нам на собеседование пришли более тысячи человек, 410 из них были приняты на работу, — говорит представитель мясокомбината «САВА» Мунир Калимуллин. — За этот же период уволились 238 человек. Подавляющее их большинство — 75 процентов — молодежь в возрасте до 30 лет. Пятая часть уволившихся — 30 — 40-летние, и только пять процентов — люди старше 40 лет.

— На мой взгляд, вопрос, который мы обсуждаем, напрямую связан с отсутствием государственной идеологии, которая бы ненавязчиво и доходчиво доводила до людей мысль: любой труд важен и почетен. И в первую очередь — труд рабочего, — считает директор ОАО «Туймазыстекло» Азат Зинатуллин. — Подрастающее поколение очень слабо представляет, что это такое — ежедневно приходить на работу и выполнять трудовые обязанности. Какую информацию активно доводят до них телевидение и глянцевые таблоиды? То, что эстрадный артист вышел на сцену, час-другой попел-пошутил — получил за это миллион. После этого молодые люди приходят к нам, попадают в цех, температура в котором не опускается ниже 50-градусной отметки, и уже на следующий день пишут заявление на увольнение.

Сегодня на нашем предприятии около тысячи вакантных рабочих мест. И даже повышение зарплаты вряд ли решит все проблемы — необходимо кардинально и как можно скорее менять общественное сознание.

— Действительно, было время, когда ребят чуть ли не силком затаскивали в 10 — 11 классы, — согласился глава администрации Туймазинского района Рашит Хайруллин. — При этом подчас никто даже не задумывался: а нужно ли это ребенку? Ведь каждый человек по-своему уникален: один, повзрослев, становится блестящим ученым, другой — высококлассным станочником, третий — аграрием, благодаря которому хозяйство начинает работать так, что его впоследствии добрым словом вспоминают не только современники, но и потомки. И эту «селекционную» работу с детьми нужно вести с начальных классов.

Рузиль Габидуллин,
директор ООО КХ «Усень»:

— Главное, чтобы эта деятельность нашла понимание на всех уровнях. А иначе педагога могут запросто обвинить во всех смертных грехах. Здесь собралось немало людей среднего и старшего возраста, которые хорошо помнят (и вспоминают добрым словом) и учебу в УПК, и летние отработки в хозяйствах района. К примеру, по окончании школы в моем кармане лежал документ, подтверждающий, что я прошел соответствующее обучение и могу с полным правом работать на тракторе. А сегодня закон запрещает педагогу просить ученика помыть пол в классном кабинете. При таком подходе преподаватель рискует попасть под уголовное преследование даже за то, что он велел школьнику протереть доску. О каком трудовом воспитании в этом случае может идти речь? И уж тем более абсурдны такие требования в сельских школах, где детей приучают к труду с раннего возраста.

Корр.:

— В 70 — 80-е годы школьники часто ходили на экскурсии на предприятия района и города, что впоследствии оказывало заметное влияние на их выбор профессии. Ведется ли такая работа сегодня?

Айгуль Ахметова,
начальник управления образования администрации района:

— Туймазинские школьники регулярно бывают на местных заводах и фабриках, в ссузах и ПТУ. В свою очередь школы посещают руководители и специалисты предприятий. И это приносит результат: если прежде больше половины девятиклассников изъявляли желание продолжить обучение в старших классах, то в нынешнем году только 42 процента юношей и девушек перешли в 10 класс. Остальные 58 процентов поступили в училища и техникумы.

Счет 178 : 7 в пользу... зарплаты

Корр.:

— Было время, местные училища и техникумы «штамповали» специалистов, не особо задумываясь над тем, найдут ли они впоследствии работу. Сегодня ситуация изменилась?

Ильвира Насибуллина,
директор индустриального техникума:

— Сейчас мы готовим специалистов, которые без работы точно не останутся. Это наладчики, сварщики, мастера общестроительных работ... Правда, возникают трудности при комплектовании некоторых групп: несмотря на то, что очень нужны станочники, в нынешнем году желание обучаться этой специальности изъявили только семь человек. С другой стороны, при формировании группы сварщиков при плане 25 человек с просьбой о зачислении к нам обратились почти 60 ребят. Зачислили всех.

Ахат Абдрашитов:

— У нас есть участок, где будущие рабочие постигают азы профессий. Правда, получив базовые знания, большинство из них вскоре покидает завод: в прошлом году из 178, которые проходили у нас практику, к нам вернулись 25. Вскоре 18 из них уволились, так что только семеро остались здесь работать. И ладно, если бы остальные трудоустраивались на других туймазинских предприятиях — получив определенные навыки, они уезжают за пределы республики. В первую очередь потому, что там им предлагают более высокую заработную плату.

Корр.:

— Насколько сегодня востребованы выпускники юридического колледжа и отслеживается ли их трудоустройство по окончании учебы?

Нурислам Салимгареев,
директор юридического колледжа:

— В последнее время тема поиска работы юристами и экономистами у всех на слуху. На мой взгляд, по той лишь причине, что они не опускают руки, а активно ищут применение полученным знаниям. Проводимые нами социологические исследования показывают, что в перечне специалистов, которые испытывают проблемы при трудоустройстве, юристы и экономисты находятся всего лишь на шестом-седьмом месте. Отслеживая дальнейшую судьбу наших выпускников, убеждался не раз: рано или поздно большинство из них устраивается по специальности.

— Тем не менее, складывается парадоксальная ситуация: туймазинские образовательные учреждения начального профобразования комплектуются (нередко — по заявкам работодателей) в полном объеме. А предприятия, как и прежде, испытывают кадровый голод, — отметил заместитель главы администрации района Сергей Подоприхин. — Отчасти этому есть логическое объяснение: часть выпускников уходит служить в армию, девушки выходят замуж и уезжают в другие города... Но, судя по результатам опросов, основная масса выпускников ПТУ и ссузов не закрепляется на предприятиях по одной причине — их не устраивает заработная плата. В итоге, проработав месяц-другой, они увольняются.

Борьба за кадры будет обостряться

Корр.:

— Понятно, мало где новичку с первых же месяцев платят большие деньги. А есть предприятия, где специалист хотя бы со временем может рассчитывать на хороший заработок?

Николай Плотников,
директор ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов»:

— А какой заработок следует считать хорошим? Если работая вахтовым методом на Севере, человек за два месяца получает 80 тысяч рублей, то, к примеру, хороший сварщик и в Туймазах может заработать не меньше. На заводе автобетоновозов работники получают достойную плату. За последние семь месяцев среднемесячная зарплата наших токарей составила 22 тысячи рублей, примерно столько же получает сверловщик, 19 тысяч — маляр и почти 27 тысяч рублей — оператор станков с ЧПУ. Но сегодня из-за нехватки рабочих рук тех же маляров мы вынуждены приглашать из Кумертау. За эти деньги на завод готовы ехать и специалисты из Набережных Челнов, где находится наше головное предприятие. Может быть, иногда мы просто не ценим того, что имеем? На мой взгляд, 20 тысяч рублей при нынешнем уровне производительности — неплохая зарплата.

Салават Каримов,
директор ОАО «Стройкерамика»:

— Наши рабочие получают около 15 тысяч, инженерно-технические работники — 25 тысяч рублей. Тем не менее, нам остро не хватает токарей, стропальщиков, машинистов крана... В результате, запланировав выпустить в течение года 30 миллионов штук кирпича, мы, в лучшем случае, произведем 26 миллионов штук.

Ильфир Минибаев,
директор ООО «Строительная фирма № 3»:

— Помимо зарплаты, жизненно важным для многих людей остается жилищный вопрос. Мы помогли приобрести дома и квартиры нескольким десяткам наших специалистов. Причем без процентов и комиссий. Оговорили при этом только одно условие — они рассчитаются за жилье в течение пяти лет. И сегодня эти люди фактически составляют костяк нашего предприятия.

Лилия Кашфуллина,
руководитель СПК имени К. Г. Фархутдинова:

— Увы, даже решение жилищного вопроса не всегда является панацеей. Мы построили несколько домов и готовы продавать их за 250 тысяч рублей в рассрочку тем, кто изъявит желание работать в нашем хозяйстве. Но они пока пустуют. Почему? Трудно сказать. Видимо, здесь играет свою роль психологический фактор: многие дети, получив специальность, в поисках лучшей доли уезжают в большие города. Видимо, не каждый готов связать свою жизнь с деревней. Хотя представление о ней как о месте, где нет дорог, повсюду непролазная грязь, а удобства находятся во дворе, давно устарело. Сегодня иная ситуация, и в большинстве сел действительно созданы хорошие условия: проложен асфальт, есть досуговые заведения, магазины, имеются телефонная связь и интернет… И, самое главное, есть работа: к примеру, в нашем хозяйстве доярка работает три часа утром, три часа вечером, получая при этом зарплату 8 — 12 тысяч рублей.

Мунир Калимуллин:

— Убежден — если на предприятии созданы полноценные условия для работы и отдыха, люди будут держаться за свои места. К примеру, наши работники на льготных условиях ездят в санатории, ходят в бассейн и спортзал, получают бесплатное питание… А потому сегодня предприятие укомплектовано кадрами на 98 процентов. При этом минимальная заработная плата, которую гарантированно получают у нас мужчины-грузчики, составляет 16 тысяч рублей, женщины-технички — 14 тысяч рублей. Как следствие, сегодня на предприятии трудится около 2 тысяч человек, из которых только 98 — инженерно-технические работники.

Азат Зинатуллин:

— На мой взгляд, нужно отменить пособие по безработице. В былые времена, когда в Уголовном кодексе имелась статья за тунеядство, предприятия были хорошо укомплектованы рабочими кадрами. А сейчас люди встают на учет в центр занятости населения и, сидя дома, получают деньги. Конечно, при таком раскладе они вряд ли будут пытаться найти работу.

Клим Яруллин,
начальник центра занятости населения (ЦЗН):

— Не раз доводилось слышать обвинения в адрес ЦЗН о том, что мы «наплодили» безработных и чуть ли не оберегаем их от тяжкого труда. Я с такими суждениями не согласен: практически половина (49 процентов) людей, состоящих сегодня у нас на учете, — это туймазинцы, которые по медицинским показаниям не могут выполнять ту или иную работу. А вот число молодых специалистов, состоящих у нас на учете, неуклонно сокращается: по сравнению с прошлым годом их количество уменьшилось на треть.

Решить проблему удастся только сообща

Участие в дискуссии приняли и безработные туймазинцы. У каждого из них — своя история: один в скором времени должен выйти на заслуженный отдых, другой является инвалидом, несколько молодых людей недавно окончили ссузы и вузы. Объединяет их одно: тщетность попыток трудоустроиться по специальности. К примеру, выпускница Самарского государственного архитектурно-строительного университета С. Юнусова пояснила, что не хотела бы уезжать из родного города и на заоблачную зарплату вовсе не претендует. Но найти работу, будучи инженером-строителем, она не может. Похожие истории поведали и другие юноши и девушки. Вполне возможно, что участие в «круглом столе» будет для них удачным — несколько руководителей изъявили желание видеть их на своих предприятиях. Среди них был и директор ООО «Картонно-бумажный комбинат» Сергей Смородин, который, в частности, высказал пожелание всем выпускникам учебных заведений:

— Не поднимайте с первых же дней слишком высоко планку требований. К примеру, дипломированный экономист в первое время вполне может поработать кладовщиком, учетчиком, нормировщиком... Наберетесь опыта — вам будет проще трудиться по «родной» специальности.

Что касается вопроса, для обсуждения которого мы здесь сегодня собрались… Давайте вспомним недавнее прошлое. Кто был для нас примером? Отец, работавший экскаваторщиком или фрезеровщиком, мать — швея или доярка. И мы действительно ими гордились. А еще с удовольствием смотрели фильмы «Свинарка и пастух», «Трактористы» и очень хотели быть похожими на экранных героев. А что мы видим по телевизору сегодня? Перестрелки, кровь, чемоданы с пачками денег... Надо восстанавливать прежнюю систему ценностей и заново выстраивать цепочку, позволяющую вырастить толкового специалиста. В числе прочего она должна включать в себя качественное профессиональное образование, прохождение полноценной практики и возрождение наставничества.

Если мы не сделаем этого, ситуация вряд ли нормализуется. Да, хорошая зарплата — важная составляющая. Но нужно возрождать и «социалку»: строить базы отдыха, проводить спортивные мероприятия, вводить для своих работников дополнительное медицинское страхование... Только комплексный и всесторонний подход позволит успешно решать эту проблему.

Рашит Хайруллин:

— Важно, чтобы руководители предприятий не забывали о работе с кадрами, плотно сотрудничали с центром занятости населения, учебными заведениями. Значимой составляющей в этом деле должно стать возрождение профсоюзов. Каждый должен сделать что-то полезное: вести профориентацию в школах, готовить хороших специалистов, строить для них жилье, улучшать условия труда, повышать зарплату... Только при таком подходе можно рассчитывать, что кадровая проблема потеряет свою остроту.
Послесловие

Развитие ситуации на рынке труда может стать просто непредсказуемым. И это не преувеличение: в частности, все большее число работодателей рассуждает о необходимости привлечения на вакантные места жителей ближнего зарубежья. Тем более что они-то готовы трудиться за минимальную плату. То, что иностранные граждане не имеют квалификации, мало кого останавливает — возможность платить им минимум нередко превалирует над многими другими аргументами.
Читайте нас: