Все новости
Экономика
24 Августа 2012, 15:48

Поймай меня, если сможешь

Выявлять нелегальных перевозчиков будут при помощи космических технологий

Если с мартрута убрать «пиратов», пробки исчезнут?
Если с мартрута убрать «пиратов», пробки исчезнут?
«Несмотря на пикеты наших работников, нелегальные перевозчики по-прежнему работают на пассажирских маршрутах. В итоге легальный перевозчик терпит убытки, а его работники существенно теряют в зарплате», — так на недавней пресс-конференции охарактеризовал ситуацию председатель республиканского профсоюза автотранспорта Рустам Асадуллин. Он же призвал присутствующих обратить на эту проблему самое пристальное внимание.
Сразу оговоримся, что формулировка «нелегальный» перевозчик не совсем корректна. По словам начальника республиканского управления госавтодорнадзора Сергея Мережко, этот термин применим только к тем, кто работает без соответствующей лицензии. В данных же случаях она имеется у всех, следовательно, деятельность перевозчиков вполне законна. Иное дело, что далеко не все участвовали в конкурсе на право пассажирских перевозок, хотя и осуществляют их. «Поэтому применительно к обстоятельствам они именуются неофициальными перевозчиками, но никак не «нелегальными», — отметил руководитель автонадзора и тем самым четко разграничил юридические статусы участников этого рынка.

Однако юридическая казуистика никак не может повлиять на ситуацию. «Неофициалам» без разницы, как их именуют. Они уверенно зарабатывают свой кусок хлеба на пассажирских линиях и вовсе не интересуются, как их деятельность влияет на размер зарплат конкурентов.

Остановить их может только хорошо организованная работа всех структур. Включая ГИБДД и муниципалитет. Именно эту мысль настойчиво озвучивают официальные перевозчики, прося государственной помощи в разрешении своих проблем.

Но, как выяснилось, просто взять и устранить всех неофициальных перевозчиков одним махом пока не получается. И причин тому несколько. Во-первых, не совсем понятно, как производить их «отлов». Представители госавтодорнадзора поясняют, что получение лицензии на пассажирские перевозки ограничено жесткими предписаниями. В их число входит наличие базы для техосмотра, возможность медосмотров для своих работников и ряд других необходимых условий. И если такая лицензия выдана, следовательно, ее получил тот, кто всем этим требованиям отвечает.

Данный факт уже сам по себе говорит о солидности перевозчика, которому нет никакого смысла заниматься «партизанскими» перевозками. А если он и стал «неофициалом», то выявить это тоже непросто. Нужны частые проверки, а по закону автодорнадзор имеет право проводить их только раз в три года. «Для проведения же внеплановых проверок нужны очень веские основания, — поясняет Сергей Мережко. — Это те случаи, когда деятельность перевозчика угрожает жизни или здоровью граждан, а также экологии. Но и здесь тоже необходимо согласование с прокуратурой, к тому же акт о приостановке лицензии все равно разбирается в судебном порядке».

Еще одним субъектом рынка пассажирских перевозок являются муниципалитеты. Они отвечают за организацию пассажирских перевозок внутри населенных пунктов и заинтересованы как в порядке на дорогах, так и в налоговой прибыли. Поэтому проведение конкурсов среди лицензиатов — самый оптимальный способ выявить наиболее подходящих кандидатов на эту роль. Именно это и делается, однако с ходу отследить всех «пиратов» администрация тоже возможности не имеет. «Конкурсы — это только одна из составляющих, — поясняет заместитель председателя республиканского госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Сергей Быковский. — Кроме них необходимо внедрение новых технологий, включающих диспетчеризацию и контроль над передвижением всех автобусов. А еще — четкое взаимодействие муниципалитетов с исполнительными органами власти. Ведь даже выйдя на проверку, мы не можем остановить автобус на линии. Это может сделать только ГИБДД».

Надо сказать, что для контроля над пассажирским автотранспортом уже в самом ближайшем будущем автобусы начнут оснащать системами спутниковой навигации ГЛОНАСС. Такая мера сразу же позволит выследить «неофициала», но устанавливать приборы перевозчик должен за свой счет. Нельзя сказать, чтобы эта новость пришлась по душе всем, но, как показали беседы с водителями, особых протестов она тоже не вызывает.
— Честно говоря, мне вообще неизвестно, «официал» я или нет, — откровенничает водитель одной из уфимских маршруток Эдуард Валинуров. — Я работаю в частной компании, но на своем автобусе. Деньги идут, и это меня устраивает. А вот участвовала наша компания в конкурсе или нет — мне неизвестно. И вообще, на мой взгляд, конкурс — это только прикрытие для денежного дележа. Все равно его выиграет тот, у кого есть связи. Что же касается установки системы ГЛОНАСС на мой автобус, то, может, оно и к лучшему. Десять-пятнадцать тысяч для меня — не такие уж большие деньги, а порядка на дорогах больше будет. Правда, у нас порядок и так есть. Если кто-то без очереди вперед тебя по маршруту пошел, то на «конечке» с ним будет серьезный разговор. Мы ведь все друг друга в лицо знаем.

По-видимому, такая форма решения проблем в среде водителей является наиболее оптимальной. В отличие от государственного перевозчика, «частники» более сплочены и чужаков на своих маршрутах вычисляют сразу. Кстати, как пояснили участники пресс-конференции, коллективная защита своих интересов была бы наиболее оптимальным способом для официального перевозчика. Но это обязательно должен быть цивилизованный способ. Например, завидев на своем маршруте «пирата», водитель может сообщить об этом в ГИБДД или муниципалитет. Пока же такого подхода «официалы» не практикуют и надеются на помощь властей.
Читайте нас: