Все новости
Экономика
9 Августа 2012, 15:56

Ударим по бездорожью федеральным траншем?

На строительство сельских дорог не было потрачено ни рубля

Уходящая натура...
Уходящая натура...
Башкортостан — один из регионов России, которому в этом году довелось получить крупный транш из федерального бюджета на строительство сельских дорог. Дали его не за красивые глазки, а с учетом того, что в республике 350 населенных пунктов не имеют связи с общедоступными дорогами. Взялись эту проблему решить в Гострансе республики рьяно и только в прошлом году освоили 98 млн рублей, полученных благодаря российской социальной программе «Развитие транспортной системы». Поняли, что в этом году могут освоить больше. И получили больше — практически в два раза. Сумма составила 213,5 млн рублей. Первый транш пришел в Башкирию в мае. А на состоявшемся 7 августа совещании в Гострансе подрядчики заявили: мы еще не использовали ни одного федерального рубля…

Подсчитали — прослезились

Для начала цифры. Федеральный транш предназначен для строительства десяти дорожных объектов в восьми районах республики. Три из них — в Буздякском районе. К федеральным деньгам добавлены и республиканские (97,8 млн рублей). Таким образом, общие вложения составили 311, 4 млн рублей.

В Башкирии строятся еще 13 дорожных объектов в рамках той же программы, но финансируются они исключительно из бюджета республики, эта сумма составляет 213,1 млн рублей. Получается, что подрядчикам за год надо освоить 524,5 млн рублей, по сути полмиллиарда.

Но это в какой другой отрасли счет ведут «за год», у дорожников есть сезон — лето, в лучшем случае сентябрь прихватят.

Поэтому председатель Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Ильяс Муниров, спрашивая строго и с заказчиков, и с подрядчиков, срок установил один для всех: два месяца — и дороги к деревням и селам должны быть построены. И тем, и другим предстояло ответить: почему деньги не осваиваются в эти самые благоприятные для строителей летние дни — сухие, жаркие, когда сама земля превратилась в бетонную подложку, строй хоть сутки напролет?

Выяснилось, что сутки напролет — без выходных, иногда круглосуточно — на местах готовы работать с завтрашнего дня. А до этого были «утверждения, согласования, совещания, консультации, коррекции»… Велик и могуч этот не русский язык.
Муниров предложил заместителям глав районных администраций по строительству (а именно муниципальные образования являются заказчиками строительства) более простой вариант: расписать график прокладки дорог буквально по дням, детально, с указанием использования каждый день материалов, строительной техники, людских ресурсов, объема работ и по нему отчитываться — так же точно и детально. Потребовал до конца недели положить графики на стол. Не будет исполнения — на стол придется положить… Наверное, в былые времена был бы партбилет. А что ему ровня в наши дни, каждый догадывался сам.

На уровне догадок были ответы чиновников на вопрос о текущем состоянии дел. В Гафурийском, Ишимбайском, Кугарчинском, Шаранском, Мишкинском, Аскинском районах до сих пор ищут — кто общий язык с подрядчиком, а кто и самого подрядчика. Кое-где даже не приступали к строительству.

Подрядился — не рядись, делай!

«Подымали» на совещании и подрядчиков. Аукционы на право строительства в этом году выиграли ОАО «Башкиравтодор» (кстати, именно эта организация построила восемь дорог в сельской местности в прошлом году и продемонстрировала их не кому-нибудь, а отраслевому министру Игорю Левитину, приехавшему принимать объекты программы. К «Башкиравтодору» и сейчас нареканий практически не было), ООО «Уфакран», ООО «Танып», ООО «Лидер».

«Танып» строит две дороги — в деревнях Дмитриевка Гафурийского района и Алакаево Ишимбайского района. Руководитель строительной организации Овик Нргеян менажничать не стал — заберите, сказал, у меня Гафурийский район, опасаюсь, не справлюсь, отдайте объект ДРСУ. А Ишимбайский оставьте, там большой объем работ, всю технику сосредоточу там и доведу до конца. Что ж, согласились, так честнее, и есть уверенность, что оба объекта будут готовы в срок.

Игрой в одни ворота получился разговор отраслевого руководителя с директором ООО «Лидер» Рустамом Хафизовым. Очень он удивился, что его покритиковали представители Аскинской администрации: «За все время только рекультивацию провел и больше ничего. Заявляет, что то один, то другой документ не предоставили. Но это не так».

Председатель Гостранса задавал подрядчику очень конкретные вопросы:

— Где будете брать асфальт для строительства? Есть у вас производящее предприятие?

— Нет. Где-нибудь купим…

— Технику какую используете? Свою?

— Нет, берем в аренду.

— Сколько специалистов трудится?

— Пятьдесят человек.

— Они все — дорожники?

— Ну, дорожников человек десять…

— Понятно, остальные — юристы. Которые, как вы говорите, до сих пор документацию разрешительную получить не могут. Вы получили право на строительство дороги, выиграли аукцион — так стройте. Чего вы ждете? Люди эту дорогу ждут. Не юристы-буквоеды. Простые люди, которые месяцами не могут выбраться из глуши на большую землю. Представьте, что это ваши родители, дети. Перед ними надо ответ держать.

Что все объекты будут построены, в Гострансе не сомневаются. Встряски подобные необходимы, без них в строительстве никуда…И ответ все «заинтересованные лица» держать будут. Строительство сельских дорог — программа социальная, и приоритет ее очевиден. Председатель Гостранса сказал, что готов пригласить на следующее заседание представителей тех самых деревень, где дороги строятся. Наверняка это будет самая объективная оценка.

Кстати, на следующей неделе мы публикуем дорожную карту основных строительных объектов Гостранса.
Читайте нас: