Говорят, первым, кто умудрился преобразовать солнечную энергию в электрическую, был Архимед. Согласно легенде, он не позволил кораблям римского военачальника Марцелла атаковать с моря родные Сиракузы. Знаменитый ученый велел установить мощные шестиугольные зеркала, которые, фокусируя принятые солнечные лучи, создавали такой нестерпимый жар, что воспламеняли подплывающие к берегу галеры. Кто-то из агрессоров горел прямо на судне, а спасавшиеся вплавь становились легкой добычей хитроумных греков.
Подобным образом построена и работа современных осветительных приборов, устанавливаемых на федеральных магистралях — на автодороге М-7 «Волга» монтаж заканчивается и начинается на трассе М-5 «Урал». «Принцип действия достаточно прост, — говорит мастер Александр Зарецкий. — Это прямое преобразование солнечной энергии в электрическую за счет специальных фотоэлектрических модулей».
Бригада специалистов под его началом собирает мачту, на которой монтируются собственно сами солнечные панели, а глаза по привычке ищут кабели электропроводки. Но в том-то и дело, что их нет. Именно отсутствие инженерных сетей и коммуникаций является первым плюсом автономных осветительных систем (АСО): нет затрат как на сами линии электропередачи, так и на работу по их подводке.
Еще один плюс в том, что решаются непосредственно задачи энергосбережения. А то, что стоит электроэнергия немало, это мы все хорошо знаем даже на бытовом уровне. В этом году будет установлено 64 единицы АСО, которые позволят сэкономить только на электроэнергии четверть миллиона рублей.
На двадцати двух пешеходных переходах и автобусных остановках сейчас идет установка искусственного освещения с использованием солнечных батарей. На пешеходных переходах они будут смонтированы с двух сторон проезжей части, осветив таким образом все требуемое пространство. Более того, падающий свет будет отражаться в мельчайших стеклянных шариках, впаянных в дорожную разметку. Таким образом достигается двойной эффект, когда вышедшие на переход люди будут видны и благодаря новым качествам современной дорожной разметки.
Бригада монтажников устанавливает мачту освещения, на высоте восемь с половиной метров к ней прикрепляют панель солнечной батареи в оцинкованном стальном корпусе. С обратной стороны расположены девять плафонов, внутри каждой из которых имеется 60 светодиодов, уже непосредственно отдающих людям накопленную энергию. То есть в сумме 540 ультраярких светодиодов высокой интенсивности дают освещение, эквивалентное лампе в 180 ватт. Добавлю, что система успешно выдерживает перепады температур от плюс 30 до минус 70 градусов. При условии полной зарядки аккумуляторных батарей работает 72 часа. Срок службы составляет 25 лет.
В антивандальных целях также будут использоваться видеокамеры. В местах высокой интенсивности движения транспорта планируется строительство надземных пешеходных переходов на разных уровнях. Проектирование переходов из полимерных материалов уже начато.