Предприятие «Золотая долина» занимается разработкой Сулейменовского месторождения россыпного золота. В артели трудятся в основном местные жители, всего сто человек.
— Нет необходимости искать старателей на стороне, ведь здесь веками занимались данным ремеслом, у них это уже в крови. К тому же понимаем, надо обеспечивать рабочими местами в первую очередь местных жителей, — заявил «РБ» заместитель генерального директора предприятия Рауф Хакимов.
Работа сезонная — с апреля по ноябрь. Среднемесячная зарплата работников — 25 — 30 тысяч рублей. Запасов месторождения хватит года на три. Имеется лицензия на поиск, разведку, добычу Верхнемиасского и Нижнеиремельского месторождений.
— Хотя золото еще есть, но оно тяжелое для разработки. Однако пока драгоценные металлы в цене на мировом рынке, экономическая конъюнктура позволяет осваивать и такие небогатые месторождения. Так что будем и дальше развиваться, — знакомит с общей ситуацией Р. Хакимов.
Но как бы ни было интересно говорить о золоте, сегодня наш разговор о делах аграрных.
Казалось бы, какое отношение имеют золотопромышленники к сельскому хозяйству? Тем не менее, именно свердловское предприятие «Золотая долина» в 2007 году стало учредителем ООО «Кумач». Почему «Кумач», интересуюсь я. Оказывается, кумач — отнюдь не «хлопчатобумажная ткань ярко красного цвета», как могут подумать читатели, в данном случае фигурирует башкирское «кумач (кумас») — пышная сдобная булка. Так что очень даже подходит для аграрного предприятия.
Взяли кредит в банке, выкупили у прежнего сельхозпредприятия всю скотину. Сегодня здесь 440 голов крупного рогатого скота. Дойных коров — 150. Да еще здесь каждый год выращивают 500 голов гусей. В аренде 850 гектаров земли. Заняты трудом три десятка человек.
Не думается, чтобы у золотопромышленников было страстное желание ударяться в авантюру с сельским хозяйством. Но спасибо им, все-таки с пониманием отнеслись к важности развития отрасли в этой депрессивной зоне на севере района. Хотя мудрая русская пословица и говорит: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», жизнь вносит свои коррективы.
Сегодня государство вроде бы поддерживает сельского производителя. Кредиты, лизинг, различные программы... Но для полноценного развития агропромышленного комплекса недостаточно содействия в вопросах производства как такового. Как говорится, за морем телушка по полушке, да рубль перевоз. От рубля, который платит потребитель в магазине за молоко, хлеб или мясо, щедрой рукой отщипывают свою часть торговля, переработчики, государство (в виде налогов), транспортники, рекламщики — все, кому не лень… К сожалению, в стране практически отсутствует система изучения конъюнктуры внутреннего и внешних продовольственных рынков, путей продвижения товара на эти рынки. Нет и приоритетного учета интересов производителя (отечественного) и потребителя. И в таких условиях производители представлены сами себе.
Многие сельхозпроизводители поставляют молоко на Чебаркульский завод по 12 рублей за литр. Между тем цена того же литра молока, (упакованного, но нормализованного!) в магазинах доходит до 34 рублей. Тут уже волей-неволей призадумаешься о собственной переработке и торговле. Цех по переработке молока пока только на стадии запуска, идет наладка оборудования. Начнет работать в ближайшее время. Производительность цеха — три тысячи литров молока в смену. Предусмотрены пастеризация и фасовка.
— Надо избавляться от стереотипа времен социализма: главное — произвести продукцию, а ее реализация — дело второстепенное. Мы же прекрасно понимаем, что сегодня рынок переполнен. Тяжело будет втиснуться. Но мы попробуем. Вот почему и постарались обзавестись своим цехом. Надоело кормить посредников! — обосновал инициативу Р. Хакимов. Будут делать основной упор на качество — это будет настоящее деревенское молоко, соответствующее всем требуемым стандартам и красиво упакованное. При этом цена будет заметно ниже. Хакимов уверен, при таком подходе есть все шансы завоевать своего покупателя. Пока хотят начать реализацию в Учалах.
Лично меня как покупателя всегда возмущает: почти вся молочная продукция на прилавках местных магазинов завозная. Ведь знаю не понаслышке, настоящее молоко портится очень быстро, в то время как «продуктовые оккупанты» умудряются произвести, транспортировать за сотни километров да еще реализовать в товарном виде. Как говорит мой супруг: «А что ему будет! Если растворить в воде мел, да сымитировать вкус молока разной химией, можно хранить хоть до второго пришествия». И действительно, ведь не разобраться, какое молоко «живое», из-под коровы, а какое «мертвое» — то есть порошковое, изготовленное с применением бог весть каких компонентов и качества.
— Как не крути, производство первично. Сегодня у нас среднесуточный надой от одной коровы составляет всего 10 литров — с такими показателями нет шансов на успех в конкурентной борьбе. Потому наша первоочередная задача — обновление поголовья скота на более продуктивный. И, конечно же, надо будет внедрять новые технологии в переработке продукции — в ближайшем будущем намерены приобрести молокопровод, — делится планами заместитель гендиректора.
Что касается реализации мяса, то здесь пока голову ломать не приходится. Приплод в основном идет только на увеличение поголовья. А если бычков пускают на мясо, то использует только на свои нужды.
Сегодня для «Золотой долины», как и для других добывающих предприятий, несравненно выгоднее заниматься лишь своими прямыми задачами. На сельском хозяйстве много золота не намоешь даже в переносном смысле. Однако не на сиюминутном чистогане строят дело серьезные люди.