Отечественная экономика продолжает испытывать на себе влияние длительного мирового финансового и экономического кризиса. Он далеко не окончен, потому что не преодолены причины, его вызвавшие. Именно поэтому в нашей экономике периоды обострений то и дело сменяются оживлением. Как правильно вести себя в условиях этой новой реальности? На наш взгляд, сейчас необходимо постоянно быть готовым к возможному ухудшению, придерживаясь осторожного и ответственного финансового поведения. Менять эту тактику можно будет лишь после перехода к устойчивому экономическому росту.
Хотя причины кризиса лежали за пределами России, на экономику нашей страны он оказал очень сильное влияние. Причем степень этого влияния зависела от характера поведения отдельных экономических субъектов.
Во-первых, федеральный бюджет не испытывал столь же серьезных проблем, как бюджеты ведущих государств мира. Рейтинги нашей страны не только не понизились, но даже повысились. Государство смогло реализовать одну из самых масштабных антикризисных программ, позволивших многим экономическим субъектам (предпринимателям, населению) легче пережить острую фазу и быстрее восстановить (или даже улучшить) предкризисные результаты деятельности. Причина этому — чрезвычайно осторожное экономическое и финансовое поведение федеральных органов власти в предкризисный период, наиболее важным проявлением которого являлся низкий уровень государственного долга. (В нашей стране отношение государственного долга к ВВП составляло в 2008 году лишь 5%, в то время как в США — 70%, в Италии — 105%, в Греции — 104%).
Во-вторых, далеко не все региональные органы государственной власти в одинаковой степени испытывали проблемы в период кризиса. Некоторые из них не могли своевременно исполнять даже текущие обязательства и обратились за поддержкой к федеральному правительству, у них были снижены (или отозваны) рейтинги международных рейтинговых агентств. Другие сумели даже реализовать масштабные антикризисные программы, продолжая инвестиционную деятельность, а их рейтинги повысились. Можно было бы предположить, что к первой группе регионов относятся такие, в экономике которых высок удельный вес добывающих отраслей. Однако, как показал анализ, это справедливо лишь отчасти, а в ряде подобных регионов экономические и финансовые показатели оказались лучше, чем в среднем по стране.
Существовала также точка зрения, что кризис в наибольшей степени коснулся инвестиционно активных регионов. Однако и это справедливо лишь частично, потому что часть таких регионов не только не снизила инвестиционную активность, но и продолжала ее в период кризиса и заметно активизировала после острой фазы. Напрашивается вывод, что если в регионе проводилась осторожная финансовая и экономическая политика, то кризис протекал значительно мягче.
В-третьих, кризис по-разному сказался и на деятельности предприятий. Одним пришлось обратиться за поддержкой к федеральным и региональным органам власти, просрочив обязательства перед контрагентами и работниками. Кто-то и вовсе прекратил деятельность. Другие продолжали работу, не испытали заметного спада и даже увеличили объем обязательств (например, привлекая больше банковских кредитов). Среди первых у нас в республике (да и в стране в целом) оказались, подчеркнем, опять же не предприятия сырьевых отраслей, а, например, строительные организации. Многие из них вели очень рискованную деятельность, набрав долгов в пять-шесть раз больше собственных средств. Во второй группе — предприятия, ведущие осторожную финансовую политику (среди них, к слову, очень много предприятий сырьевого сектора), с умеренным объемом долгов. Они очень часто и свободные средства размещали на депозитах в банках.
В-четвертых, неодинаково вели себя в кризис и наши сограждане. Если некоторые попали в трудную ситуацию, вынужденно резко снижая уровень благосостояния, лишаясь автомобилей, жилья, которое не могли оплатить, то другие, пусть и перейдя на режим экономии, смогли без больших потерь пережить непростое время. А кое-кто даже приобрел и построил жилье, купил автомобиль (то есть осуществлял инвестиционные расходы). Часто первые и вторые относились не к разным, а к одному социальному слою, являясь госслужащими, специалистами предприятий и организаций. Однако отличала их степень осторожности и ответственности поведения.
Суть в том, что правильные выводы во время первых лет кризиса сделали далеко не все. Многие экономические субъекты не изменили своего поведения. А пору видимого улучшения экономической ситуации использовали не для того, чтобы решить свои проблемы, а, наоборот, еще раз рискнуть, может быть, последними оставшимися средствами и имуществом.
Особенности текущего момента
Улучшение в последние годы общеэкономических условий деятельности, к которым можно отнести рост цен на сырьевые товары, стабилизацию и некоторый рост спроса на товары и услуги, снижение инфляции и ставок по кредитам, вовсе не означало прекращение экономического и финансового кризиса. Это было следствием масштабных мер, прежде всего, денежно-кредитного характера. Увеличение предложения денег в экономике западных стран, резкое снижение их стоимости лишь создавали условия для преодоления ключевых кризисных проблем, однако не могли решить их. Чтобы прекратить кризис, ведущие мировые державы должны принять кардинальные меры структурного характера. Пока они еще не приняты. Поэтому ухудшение условий деятельности остается весьма и весьма вероятным.
С августа 2011 года, но особенно наглядно с мая 2012 года, на фоне сохраняющихся проблем в Европе и США, мы вновь наблюдаем ухудшение объективных экономических условий для нашей страны и повторное проявление кризисных явлений: снижение цены на нефть, усиление оттока капитала из страны, усиление колебаний курсов валют и рост процентных ставок по кредитам. Параллельно ухудшаются некоторые показатели (прежде всего финансовые) экономической деятельности в Башкортостане:
— в I квартале 2012 года впервые после 2008-го вырос удельный вес убыточных предприятий — с 16% до 22,1%;
— рентабельность продаж снизилась до самого низкого после кризиса значения — 8,3%;
— возобновился рост просроченной задолженности по кредитам банков (на 5% с начала года), которая до этого лишь неуклонно снижалась.
Не случайно значительная часть дискуссий прошедшего в Санкт-Петербурге Международного экономического форума была посвящена обсуждению необходимых в этих условиях действий. Президент России Владимир Путин подчеркнул, что, осознавая длительность кризиса и характер его возможных проявлений, страна будет использовать всю линейку механизмов антикризисного быстрого реагирования, но, прежде всего, создаст полномасштабную систему прогнозирования и управления рисками, а также необходимые резервы. Безусловно, подобные меры должны предприниматься не только федеральным правительством, но и всеми экономическими субъектами.
Ответственная осторожность
Более осторожное и взвешенное экономическое поведение является залогом того, что в условиях кризиса негативные явления отразятся на нашей деятельности в наименьшей степени. Каковы ключевые элементы такого типа поведения?
Государственным и муниципальным органам республики при планировании на ближайшие годы необходимо, на наш взгляд, исходить из максимально осторожного сценария, в том числе и при формировании бюджета. Он должен ориентироваться на среднегодовую цену на нефть не выше 70 — 80 долларов за баррель, предусматривать невысокие темпы экономического роста, сохранение (но не рост) реальных доходов населения и уровня прибыли действующих на территории республики предприятий, своевременное исполнение уже принятых на себя обязательств. Принятие на себя повышенных бюджетных обязательств возможно, лишь когда фактические доходы при исполнении бюджета будут выше запланированных. Значит ли это, что необходимо отказаться от начатых и планируемых инвестиционных проектов? Определенно нет, если речь идет о первых — доходы текущего года позволяют исполнять принятые на себя обязательства (включая предоставление льгот инвесторам). А вот о новых проектах с госучастием следует задуматься, если фактические доходы будут выше запланированных.
Сегодня желательно формировать резервы за счет дополнительных доходов бюджета, чтобы в случае обострения экономических проблем исполнять бюджет в более сложных условиях, включая финансовую поддержку субъектам экономики, и смягчить негативные последствия для социально-экономического положения республики. Очень осторожно должны приниматься решения и в отношении формирования дефицита бюджетов и источников его финансирования. Было бы разумным отказаться от привлечения средств в иностранной валюте для финансирования дефицита с целью минимизации валютных рисков.
Серьезно о своем поведении стоит подумать самим предприятиям. Прежде всего, это касается снижения уровня долговой нагрузки для тех предприятий, где он чрезвычайно высок. В целом уровень долговой нагрузки (как отношение заемных средств к собственным) в республике соответствует среднероссийскому. Вместе с тем, в результате того, что экономика республики развивалась в 2009 — 2011 годах более быстрыми темпами, объем долгов также рос быстрее. Иногда это было, на наш взгляд, слишком рискованным. Так что для ряда предприятий, прежде всего таких отраслей, как производство пищевых продуктов, кожи, прочих неметаллических минеральных продуктов, транспортных средств и оборудования, строительства, розничной торговли — где долговая нагрузка выше нормальной в три-пять раз, — надо предпринять шаги по ее снижению. Целесообразно иметь некоторый запас ликвидных средств для бесперебойного продолжения деятельности в условиях ухудшения экономической конъюнктуры. Как показывает наш анализ, поддерживаемый в настоящее время многими предприятиями уровень ликвидности ниже нормативного.
Для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты, самое время вернуться к первоначальным расчетам и пересмотреть их с учетом вышеописанного общеэкономического сценария. Как правило, это не влечет приостановку проектов, но предполагает дополнительное резервирование собственных средств. Такой шаг в современных условиях наиболее разумен.
На наш взгляд, назрели перемены и в поведении жителей республики. Мы уже отмечали, что возобновился рост просроченной задолженности по кредитам. При этом у населения она растет более высокими темпами, чем в России в целом. Во многом это следствие того, что немалая часть сограждан пользуется очень дорогими кредитами на потребительские нужды или еще более дорогими займами, предоставляемыми микрофинансовыми организациями, без оглядки на свои финансовые возможности. Вряд ли подобные действия можно назвать разумными. В случае, если кто-то уже имеет обязательства по кредиту, надо своевременно его погашать, а также постараться обеспечить личный запас средств как минимум на полгода для того, чтобы иметь резерв на случай сложностей.
Нам кажется, что людям не мешало бы более осмотрительно выбирать финансовые, а особенно — кредитные продукты. Например, примериваясь к ипотеке, лучше накопить первоначальный взнос в размере 30 — 50% от стоимости жилья, и только после этого, имея в виду стабильный будущий доход, брать ипотечный кредит.
Вообще, уровень сберегательной активности населения республики остается достаточно низким: это значит, что наши жители сберегают гораздо меньшую долю своих средств, чем средний россиянин. Такое поведение также является не очень предусмотрительным. В условиях нестабильности доля сбережений должна быть выше, чем обычно. Само собой, важно воздерживаться от каких бы то ни было спекулятивных операций в расчете выгадать, например, на резких колебаниях обменного курса. В нестабильной экономике перевод своих средств из одной валюты в другую без острой необходимости приводит к серьезным потерям.
Подводя итог сказанному, еще раз подчеркнем: в нестабильное время (а жить так нам предстоит еще достаточно долго) осторожное и ответственное экономическое поведение является залогом финансового благополучия. Эта мысль, конечно, не новая, но сейчас весьма актуальная. Как сказано в книге «О сберегательном деле», изданной еще в XIX веке: «Возможность обойтись собственными средствами при каких-либо несчастных случайностях, не прибегая к частной или общественной благотворительности, укрепляет чувство самоуважения и исключает нежелательные черты приниженности…»