Остаются считаные дни до 1 июля. В этот день вступят в силу ключевые положения федерального закона, определяющего порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках реализации в стране административной реформы. Теоретически с этого дня должен заработать четкий механизм взаимоотношений граждан с органами власти. Однако, по мнению руководителя республиканского управления Федеральной антимонопольной службы Зульфиры Акбашевой, такой механизм до сих пор не создан. Более того, в процедурах оказания услуг присутствуют многочисленные нарушения законодательства, что особенно сильно бьет по малому и среднему бизнесу.
Специалисты ФАС установили, что ряд муниципалитетов, предоставляя государственные услуги, нарушает требования 210-го закона. В частности, органы местного самоуправления передают свои полномочия по предоставлению муниципальных услуг МУПам, требуют от заявителей различного рода согласований, не установленных действующими правовыми нормами, тем самым ставя предпринимателей в зависимость от данных организаций.
— Вокруг органов власти работает множество предприятий, которые на платной основе предоставляют бесплатные по закону услуги, — уточнила Зульфира Акбашева. — Но по новой редакции закона о защите конкуренции все эти организации при навязывании своих услуг или других ущемлениях прав хозяйствующих субъектов будут нести ответственность. С 1 июля мы начнем за подобные нарушения штрафовать.
Еще один камень преткновения для бизнеса заключается в самих административных регламентах по предоставлению услуг. Многие из них содержат избыточные административные барьеры. Выдержки из некоторых документов на заседании привел председатель совета Башкирского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Денис Мусин. В качестве примера он выбрал муниципальные регламенты Уфы. Так, здесь прописываются требования о предоставлении различных справок и документов, проведении согласований, что ведет к затягиванию процесса оказания муниципальных услуг. Участники совещания отметили, что подобный бюрократизм встречается практически повсеместно. В связи с этим они высказали ряд предложений о разработке типовых регламентов по предоставлению отдельных видов муниципальных услуг, являющихся обязательными для органов местного самоуправления.
Упорядочение работы, по словам руководителя республиканского управления ФАС, будет иметь большое значение для развития предпринимательства и привлечения инвестиций в республику.
Один из наиболее важных этапов реализации 210-го федерального закона — создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Как сообщил начальник отдела развития госуслуг Министерства экономического развития Башкортостана Айрат Насыров, головной офис МФЦ в Уфе будет расположен по улице Новомостовой. Центр начнет работать уже сегодня. Первоначально в его компетенции будет предоставление примерно 60 госуслуг. Кроме того, до конца года такие центры должны появиться в Стерлитамаке, Кумертау, Октябрьском, Белебее, Нефтекамске.
— Мы таким образом приходим к стандарту оказания услуг подобно банковским учреждениям, — отметил Айрат Насыров. — Сегодня в них обслуживание очень развито. Даже в небольших офисах клиенты быстро получают все необходимое.
Помимо многофункциональных центров, госуслуги будут доступны гражданам в электронном виде. Как уточнил начальник отдела развития госуслуг, иных вариантов взаимодействия населения с чиновниками не будет, что должно исключить элементы коррупции.
В целом же к 2018 году, по его словам, доля граждан, использующих механизм получения госуслуг в электронной форме, должна вырасти до 70 процентов. А уровень удовлетворенности граждан качеством этих услуг — до 90 процентов. Такова цель, которую сегодня ставит государство.
Представители бизнес-сообщества высказались за усиление взаимодействия Башкортостанского УФАС, членов общественно-консультативного совета и органов госвласти республики для пресечения и предотвращения нарушений законодательства.
В свою очередь чиновники отметили, что без поддержки бизнеса выявить нарушения со стороны муниципалитетов невозможно. Зульфира Акбашева попросила присутствующих не оставлять факты нарушений без внимания и сообщать о них представителям антимонопольной службы.