Рамиля Хуснуллина, жителя деревни Юлдыбаево Кугарчинского района, знают во всей республике как изготовителя курая. Таких мастеров у нас немного, все наперечет.
Хуснуллин зарегистрировался как предприниматель и открыл в деревне цех по производству башкирских народных инструментов.
— Когда Рамиль Фатыхович рассказал мне о своем желании делать курай, — вспоминает глава администрации сельского поселения Ильдар Кильсенбаев, — я обрадовался. Человек он серьезный, образованный, отец четверых сыновей. Парни все хваткие, в папу. Мы приняли решение выделить под цех курая здание бывшей котельной. Объект теперь не узнать: Хуснуллины его отремонтировали, сделали второй этаж, дело пошло.
Путь к такому производству, к своему делу был долгим. Рамиль Фатыхович окончил еще в советские годы Уфимский авиационный институт по специальности «двигатели внутреннего сгорания». Трудился вначале в Салавате, затем три года был начальником газокомпрессорной станции на Украине, потом старшим инженером в НГДУ «Ишимбайнефть». Стабильная и размеренная жизнь прекратилась в 90-е годы с началом экономических и политических реформ. Даже у нефтяников — кормильцев всей страны, зарплата упала, выдавалась с перебоями. Мальчики росли, их запросы тоже. Поэтому Рамиль Фатыхович решился на реформу в семье. Но в отличие от государственной, разрушительной, «перестройка» у Хуснуллиных была во всем созидательной.
— Мои предки все были мастеровые, — рассказывает юлдыбаевский предприниматель, — а по материнской линии даже образованные. Вспомнил о своих корнях, взвесил все «за» и «против» и с семьей переехал из городской квартиры в Салавате в Юлдыбаево, в родительский дом. В 2004 году взялся со старшим сыном Уралом делать кураи. Они у нас принципиально новые.
Рамиль Фатыхович уводит нас, слушателей, в тайны технологии изготовления поющего тростника. Курай для массового спроса делается обычно из лущеного шпона, но такой материал плохой, стенки толстые, могут потрескаться. У Хуснуллиных тоже идет шпон, но строганный. Курай получается высокого качества за счет того, что стенки двухслойные, волокна дерева скручиваются под углом друг к другу, инструмент оснащается точеным наконечником из клена. В 2010 году цех «Хуснуллин и сыновья» поставил в филармонию и торговую сеть 1,5 тысячи кураев, в 2011 — две тысячи. Отпускная цена 400 — 500 рублей, а в рознице они раскупаются не ниже 800 рублей. А чего стоят сувенирные футляры!
А еще Хуснуллины освоили изготовление барабанов и бубнов. Технология своя, запатентована. В планах производство юрт на основе старинных традиций. Было бы некорректно уравновешивать на чашах весов двигатели внутреннего сгорания, по которым специализировался первоначально Рамиль Фатыхович, и кураи — выбор сделан. Но и там, и здесь нужен вдумчивый и дотошный мастер. У таких, как юлдыбаевский предприниматель, любое дело расцветает.