В республике из 1 тыс. 645 мостов и путепроводов около 90 требуют ремонта. Не случайно межрегиональная научно-практическая конференция мостовиков страны состоялась в Уфе — в течение двух дней видные специалисты отрасли обсуждали пути решения проблем, стоящих перед строителями искусственных сооружений и предприятиями, отвечающими за их содержание.
— Конференция очень интересна для специалистов, — оценивает форум первый заместитель председателя госкомитета республики по транспорту и дорожному хозяйству Рим Гилязетдинов. — Лично для себя я вынес много нового, другие почерпнули передовое из нашей практики. К примеру, строительство переходов из полимеров уже давно практикуется в Европе, но для России это новшество. В республике начинаем строить подобное сооружение в Бураево. Думаю, этот опыт будет востребован.
Главное, что вынесли журналисты из хода обсуждения, — строителям мостов хронически не хватает средств. Можно саркастически улыбаться по этому поводу, но возведение сложных инженерных сооружений действительно требует огромных денег. Если это, конечно, не деревянная переправа, которую каждое половодье нужно восстанавливать.
Многие участники форума критиковали федеральный закон, регламентирующий проведение тендеров. Гендиректор «Поморского мостового управления» (город Архангельск) Андрей Бельков заявил, к примеру, что «зачастую такие торги выигрывают фирмы, которые относятся к разряду «рога и копыта», а их основным видом деятельности является фитнес». По его мнению, стартовая цена тендера уже отражает минимальную рентабельность предприятий, поэтому вызывает удивление, как некоторые могут «ронять» цену до 60 процентов от первоначальной.
Руководитель Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игорь Старыгин заметил, что сейчас Госдума обсуждает изменения в закон: «Предполагается запрашивать, откуда предприятие собирается возмещать недостающие для работ средства при снижении цены на 25 процентов. Наша организация выступает за планку в 10 — 15 процентов». Участники форума в кулуарах объясняли журналистам, что большое снижение стоимости работ возможно лишь за счет снижения качества этих самых работ и применяемых материалов. Не поэтому ли появляются «танцующие мосты», а дороги смываются при первом же сильном ливне?
Представители науки рассказали, что в России накоплены достаточные знания и опыт в строительстве качественных сооружений. Имеются и испробованные во всем мире технологии. Почему они не работают в нашей стране? Мнения на этот счет разделились. Большая часть выступавших негативно оценивала нормативную базу, позволяющую, как заметил представитель фирмы «БАСФ Строительные системы» (Москва) Дмитрий Лупанов, «покрывать краской по дереву металл, а краской по металлу — бетон».
Форум по итогам обсуждений принял резолюцию с предложениями для федеральных органов власти. Что те ответят на это, неизвестно.