Илишевский сыр был когда-то валютой. Расплачивались как водкой. Или приносили в гостинец лучшим друзьям. Нынче сыр былой славы не имеет. Вернее, его просто нет.
— Изготавливать его по «советским» выверенным технологиям — дело хлопотное и затратное, — говорит директор МУП «ИлишМолоко» А. Н. Гилемханов. — Сейчас мы, правда, разработали новые техусловия для изготовления полутвердого илишевского сыра с 50-процентной жирностью. Это такой шаг к возвращению на прежние «боевые» позиции, когда в Верхнеяркеево делали знаменитый на всю страну сыр.
Азат Науфалович говорит, что и «рад бы развиваться», но сдерживает порыв то, что постоянно приходится помогать, можно даже сказать, выручать хозяйства района, выращивающие хлеб:
— Вот сейчас посевная, а деньги на ее проведение не у всех есть. Выдал хозяйствам авансом около тридцати миллионов. Уборочная наступит, тоже надо дать — на ГСМ, запчасти, ремонт техники. Единственный источник существования у хозяйств сейчас — молоко. Зерно для продажи когда еще появится? Нескоро. А у нас безостановочное производство…
Летом за сутки здесь выдают 75 тонн молока, зимой — 40 тонн. Молоко собирают в хозяйствах района. Подключили и сборщиков Дюртюлинского и Чекмагушевского районов — в Верхнеяркеево закупочные цены повыше, и это их привлекает. Из частных хозяйств на предприятие поступает 15 тонн в сутки, из колхозов — до сорока. Молочную продукцию поставляют в Уфу, Нефтекамск, Агидель, магазины, школы, детские сады района. И вот новый парадокс:
— Молоко никому не нужно, — с горечью заявил директор знаменитого предприятия. — Раньше мы привозили свое молоко на Уфимский молкомбинат, его не хватало столице. А сейчас — зачем? Во всех столицах на молкомбинатах «бодяжат» продукт из сухого молока и заваливают им города и веси. Мега-предприятиям закон о «законности» настоящего цельного молока невыгоден. Они его не выполняют. Вы видели пакет, чтобы на нем было написано «молочный напиток»? А ведь то, что делают из сухого молока, пальмового масла, никакого отношения ни к цельному молоку, ни к сливочному маслу не имеет. Настоящее молоко не будет на подоконнике месяц целехоньким стоять… Оно на второй, на третий день прокиснет и правильно сделает — потому что правильно сделано!
Или взять республиканскую программу «500 ферм». Конечно, мы построим эти 500 ферм и коров хороших найдем. Только молоко куда будем девать? В сухое переводить?
Руки мы не опускаем. Да и марку держим. Обязательно возродим производство знаменитого сыра. Выпустили первую партию «деревенской сметаны» — коймака. Кроме нас его никто не делает. Покупатели приняли сметану на «ура». Также принимаются и наши кисломолочные продукты, кефир, катык, йогурт. Вообще, все новое — это хорошо забытое старое: делаем по ГОСТу, без добавления сухого молока. И покупатель голосует — очередью. Очень трудно провести того, кто помнит, знает вкус настоящего молока. А кто не помнит — пусть попробует. Вряд ли потом спутает с порошковым.
…Илишевский район издавна называют хлебной житницей республики. А хлеб, как известно, всему голова. А вертит головой шея. Может, и замысловато как-то получается, но, похоже, здесь шея — молоко.