Все новости
Экономика
31 Мая 2012, 04:05

Деловой малый

Правительство не прочь отпустить малый бизнес на каникулы

Малый бизнес республики просит облегчить ему налоговое бремя. В очередной раз. О своем желании предприниматели заявили на «круглом столе» в Торгово-промышленной палате. Дело в том, что, когда разразился кризис 2008-го, правительство России разрешило регионам самостоятельно регулировать нагрузку на малый и средний бизнес путем снижения ставки налогообложения (по упрощенной схеме «доходы минус расходы») с 15 до 5 процентов.
По домашнему рецепту

Надо сказать, что треть регионов Приволжского округа моментально воспользовалась таким шансом и ослабила налоговое бремя уже начиная с 2009 года. Большинство же субъектов сделало это в следующем году. В Башкортостане, видимо, долго прикидывали, не сильно ли потеряет бюджет от такой либерализации. У нас, как известно, долгое время последнее слово оставалось за министерством финансов, которое на все инициативы, могущие сократить доходы бюджета в обозримом будущем, чаще всего говорило «нет». Словом, налоговую планку бизнесу снизили только с 2011 года. В том же году это сделала Удмуртия. Самой последней, кстати, соответствующие перемены в законодательство внесла Марий Эл, догнавшая соседей по округу лишь в этом году.

Так или иначе усилия минфина дали свои плоды. Во-первых, в республиканском законе оговорено, что пониженную налоговую ставку в 5 процентов можно применять при осуществлении определенных 19 видов экономической деятельности. Во-вторых, предпринимателям надо доказывать право на льготу — не менее 70 процентов общего дохода должны давать именно эти направления бизнеса. Нынешние деловые люди страсть как не любят связываться с бумажной волокитой. Собственно, именно поэтому они и выбирают из всех систем налогообложения «упрощенку» — минимум бухгалтерского и налогового учета: отдал «процент» с прибыли и пошел дальше «делать бизнес». Так что новый закон погоды не сделал, более того, за год он лишь обнажил большую проблему с малым и средним бизнесом.

Уже десятилетие минфин и налоговики утверждают, что доля налоговых поступлений от предпринимателей составляет менее двух процентов всех доходов бюджета республики. И никакого прорыва за последние полтора года не произошло. Бизнес по-прежнему жалуется, что его «кошмарят» и настаивает на тотальном льготировании. Участники «круглого стола», взявшиеся подсчитать объем упущенных возможностей вследствие «излишней» жесткости республиканского закона, считают, что более низкая налоговая нагрузка может кардинально повлиять на сферу занятости, выведет бизнес из «тени» и даст ему шанс вырасти в ВРП до львиной доли. Но… только в долгосрочной перспективе.

Куда такой годится маленький

А пока можно говорить о малом и среднем бизнесе, как об Эльдорадо — мифической стране, полной золота и драгоценностей, которую искали три века, но так и не нашли. Картина сегодня не слишком радостная. О результатах сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства замруководителя Территориального органа Росстата Венера Васильева рассказала не слишком оптимистичные вещи. В переписи малого бизнеса приняли участие 112,1 тысячи фирм и предпринимателей, еще 11 тысяч субъектов переписчики не сумели обнаружить по зарегистрированным адресам.

— Остается догадываться, существуют ли они на самом деле, — комментирует Венера Васильева. — Дальше — больше. Из «посчитанных» предпринимателей только 10 процентов представили достоверные отчеты, а еще 30 тысяч организаций на самом деле уже не действуют.

Всезнающая статистика также подсказывает, что республика демонстрирует вялую динамику в малом и среднем бизнесе. Где-то в пятом десятке российских регионов — по доходности на одно предприятие, в середине шестого — по доходности на одного индивидуального предпринимателя. Треть зарегистрированных малых предприятий регулярно сдают «нулевые отчеты» — никаких прибылей. Каждое пятое — убыточное. Казалось бы, о чем еще спорить?

По данным республиканского минфина, малый бизнес пополняет казну на 2,2 млрд рублей, однако даже из них 1,7 млрд рублей поступают от единого налога на вмененный доход, а та самая система «доходы минус расходы» дает всего полмиллиарда рублей. Это, кстати, на заметку муниципалитетам — именно они должны быть заинтересованы в развитии малого бизнеса, поскольку с 2012 года половина доходов от «упрощенки» будет передаваться в местные бюджеты.

Всем спасибо, все свободны

Еще более скептический взгляд на малый и средний бизнес демонстрирует министерство экономического развития республики. Предпринимательство, по сути, может развиваться гораздо энергичнее и без дополнительных льгот, но оно больше предпочитает говорить о своей незавидной участи.

— По нашим оценкам, на поддержку малого и среднего бизнеса республика тратит около 12 млрд рублей, если суммировать все программы помощи, субсидирования, гарантий и прочее, — размышляет замминистра экономразвития Александр Васильев. — А налоговые поступления составили около пяти процентов от суммы всех налогов и сборов, поступающих в бюджетную систему региона.

В этой связи хотелось бы понять, какие все-таки цели мы преследуем, поддерживая предпринимателей? Увеличить самозанятость? Расширить налоговую базу? Видимо, акценты надо сместить на выращивание малого бизнеса до размера среднего, потому что основные доходы бюджета последуют как раз из сферы среднего бизнеса.

Скепсис минэкономразвития становится понятен, когда узнаешь, что за год там нашли в республике всего лишь девять компаний, готовых выходить на новые рынки, заниматься экспортом, вести выставочно-ярмарочную деятельность. Словом, амбициозное активное предпринимательство. Его и поддерживать не стыдно.

— Да что говорить, мы готовы дать предпринимателям налоговые каникулы, то есть смириться с тем, чтобы малый бизнес был вне фискального поля. Лишь бы он рос и развивался, — говорит Александр Васильев. — Вполне возможно, что на такие условия «клюнут» бизнесмены из других российских регионов.

Дайте точку опоры

Несколько иной взгляд на свою природу и состояние у самого малого бизнеса. Все нынешние льготы и меры поддержки, как считают предприниматели, смешны. Да, бизнесу жалко времени на заполнение документов и анкет, неохота вести бухгалтерию и налоговый учет, проще отдавать положенные 6 процентов по одной из систем «упрощенки».

— Республиканский закон с 19 видами деятельности, по моим данным, подходит только для 1,5 процента тех, кто «сидел» на УСНО, — говорит председатель Совета АОП и комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству Алексей Щербацкий. — Есть предложение так изменить этот закон, чтобы дать всем одинаковую ставку в 7 — 8 процентов без ограничения видов экономической деятельности.

Кроме этого, предприниматели, понимающие необходимость альтернативных подходов, предлагают максимально раскрыть этот перечень, исключив стратегически важные виды — вроде добычи полезных ископаемых, изготовления табачных изделий или опасные производства, — со взиманием всего 5 процентов. Остальные варианты — комбинация первых с дополнительной социальной нагрузкой в виде гарантированных зарплат работникам или численностью коллектива предприятий.

Получается, во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах частного бизнеса в республике вариантов облегчения его деятельности — масса. Но мало движения. И просто двигаться мало — статистика показывает, что количество регистрируемых «малышей» год от года только падает. Но, кстати, претензий власти и банковского сообщества к предпринимательству относительно «непрозрачности» бизнеса не становится меньше. А тут вполне реальная возможность получить дополнительные уступки, но…

Упоминаемый интересный разговор на «круглом столе» случился почти два месяца назад. Как нам сообщили в Госсобрании республики, никаких законодательных предложений относительно снижения налогов для предпринимателей в парламент не поступало и не обсуждается. Кому это надо?
Читайте нас: