Все новости
Экономика
26 Мая 2012, 04:12

Заметки на полях

Президент республики рекомендовал фермерам подумать о мясе всерьёз

Почва для размышлений президента и председателя.
Почва для размышлений президента и председателя.
Солнце и ветер гоняли по зернотоку сельскохозяйственного производственного кооператива «Нива» в Новонадеждино не желающий теплеть воздух и журналистов. На базе, пожалуй, лучшего хозяйства Благовещенского района царило поздневесеннее запустение, как в воинской части перед генеральской инспекцией. Территория вычищена, стены покрашены, оборудование смазано и готово к работе, то есть к приему будущего урожая.
В ожидании президента республики обходим немаленькую площадь зернотока, заставляем демонстрировать еще и еще раз работу компьютеризированных автомобильных весов, попеременно слушая то первого замминистра сельского хозяйства Азата Зиганшина, то председателя «Нивы» Анатолия Дойникова.

«Я ему все расскажу, мне стесняться нечего», — горячится Анатолий Михайлович. Журналисты напрягаются, достают блокноты и микрофоны. Проблемы молочного животноводства, на чем десятилетия специализируется кооператив, не могут не волновать потребителей молока и продуктов из него, желательно отечественного производства. Спустя полчаса информация с изученного вдоль и поперек стенда, намертво прикрученного к асфальту, уже предстает в ином свете.

— На молочном рынке — переизбыток предложения, причем тон задают поставщики сухого порошкового молока, с которым предпочитают иметь дело молкомбинаты. А наше парное молоко мы сейчас продаем по 9,5 рубля за литр — цена 2008-го, это ниже себестоимости, — горячится Дойников. — Как развивать хозяйство? Вот засеяли несколько тысяч гектаров зерном, собираемся запустить свой бизнес по возделыванию и семеноводству многолетних трав. Денег нам не надо, сами организуем, лишь бы себестоимость конечной продукции снизить.

Значит, просить и выгадывать для себя «Нива» вряд ли будет, решили мы. Видимо, Анатолию Дойникову «за державу обидно» и за людей, которых у него работает в кооперативе 150 человек. Зарплата невелика, тем более рядом Благовещенск, где работящий человек может найти дело, где ему будут платить в два-три раза больше. Поди попробуй удержать на селе крестьянина. Но услышал президент республики на благовещенских полях гораздо больше, чем мы ожидали.

— Нас задушит диспаритет цен, — решительно заявил Анатолий Дойников Рустэму Хамитову. — Смотрите, в цене продукта нигде доля производителя не превышает 25 процентов, всю маржу забирают переработчики и торговля. Заломить цену мы не можем — с другой стороны толпятся импортные гиганты. Кроме того, дорожают энергоносители, а оборотные средства мы уже замучались пополнять у банкиров, закредитовались вконец.

— Согласен, — миролюбиво соглашается Рустэм Хамитов, оглядывая пространство зернотока. — Что предлагаете? Нам нужны свежие идеи. Вот вы ведь, кроме молока, могли бы заняться мясным животноводством — это, кажется, перспективнее?

Президент вряд ли подозревал, что этими словами заденет председателя «Нивы» за живое.

— Мы мясо в республике никому продать не можем — крупные мясокомбинаты не берут животных на убой — кроме одного, не осталось в регионе убойных цехов. Приходится возить то в Удмуртию, то в Чувашию, то к пермякам, — выпаливает Дойников и признается: — Вот все предложения к вам у меня изложены на одной странице, могу отдать.

С содержимым заветного листка мы уже ознакомились заранее. В нем не просьбы, а четыре простых пункта: отменить десятки уровней поддержки сельхозпроизводителей, а напрямую субсидировать производство молока из расчета три рубля за литр, каждый гектар пашни — на определенную сумму и, кроме ГСМ, компенсировать на 40 процентов покупку техники.

Предметный разговор продолжился уже в летнем лагере молочно-товарной фермы, где президента встретили руководители фермерских хозяйств района. В полукилометре виднелось стадо, так же дул ветер, стараясь и тут сорвать стенд с графиками.

— Так сколько денег получили в виде субсидий? — прямо спросил Р. Хамитов. Фермеры замялись, заговорили вразнобой, еле слышно. Двусмысленность момента была налицо. С одной стороны, какие-то деньги дали, тут не поспоришь. С другой, почти полгода позади, а перечислено субсидий втрое-вчетверо меньше прошлогоднего.

— А молоко почем сдаете? — продолжал глава республики.

— Уже по девять рублей за литр... Да вот посмотрите на графики, закупочная цена все падает и падает.

— А как же засуха, на урожай должна была повлиять? — вдруг засомневался президент, глядя сначала в таблицы, потом — в глаза Анатолию Дойникову.

— Засуха была у того, кто не сеял, — рубанул тот. — Мы собрали столько же, сколько и в прежние годы.

— Неужели приписки? Вы же все про это знаете, расскажите мне. Давай-ка отойдем в сторону... — неожиданно предложил глава республики и увел председателя кооператива в поле.

На прощание Рустэм Хамитов забрал с собой в качестве домашнего задания пару графиков со стенда. На них, точно так же, как и на зернотоке, — структура производства «Нивы» и кривая цен на молоко, очень похожая на плохую кардиограмму. Мне кажется, что президент покинул поле в раздумьях. Еще вчера он вместе с Дмитрием Медведевым в Брянске знакомился с проектами развития мясного животноводства в стране. Говорили о том, что будущее — за крупными агропромышленными холдингами. А здесь вполне реальные мелкие хозяйства в голос заявляют о своих отнюдь не мелких проблемах.
Читайте нас: