Все новости
Экономика
17 Мая 2012, 05:19

Рустэм Хамитов: В Поволжье нужно создать единый нефтегазохимический кластер

— Рустэм Закиевич, как вы оцениваете итоги первого международного форума «Большая химия», который состоялся в Уфе в мае прошлого года? Удалось ли реализовать все задуманное тогда?

— Значимых результатов форума много. Мы заявили свою позицию по созданию в республике Всероссийского центра газовой химии на базе акционерного общества «Газпром нефтехим Салават», наметили шаги по созданию вокруг нефтехимических гигантов малых и средних инновационных предприятий. Также обсудили проблемы сырьевого обеспечения отрасли. Как известно, с сырьем у нас не все в порядке. Только в прошлом 2011 году, например, удалось разрешить этиленовый конфликт между стерлитамакским «Каустиком» и «Газпром нефтехим Салаватом».

Лично у меня первый форум оставил положительные впечатления. «Большая химия» стала хорошей дискуссионной площадкой, надеюсь, и в этом году все пройдет на высоком уровне.

— Какие задачи призван решить второй форум?

— В этот раз будут обсуждаться инвестиционные проекты регионов Поволжья и в целом России, которые планируется реализовать до 2030 года. На открытии прошлогоднего форума я говорил о кластерном подходе, восстановлении связей между предприятиями и регионами, и сейчас повторю — мы будем стараться объединить Поволжье в единый нефтегазохимический кластер. Должна быть глубокая, взаимовыгодная кооперация между всеми субъектами рынка.
Здесь также будут представлены новые технологии в нефтехимической отрасли. Эта тема, безусловно, станет одной из ведущих на форуме.

Особенно актуальной в этом году становится тема вступления России в ВТО. У химиков в связи с этим тоже есть свои вопросы. И главный из них — как защитить отечественных производителей в новых условиях. Ведь известно, что некоторые зарубежные компании активно проводят демпинговую политику в отношении своих конкурентов.

Этот вопрос очень важный. Возьмем, скажем, стерлитамакскую «Соду» — сегодня это крупнейший производитель кальцинированной соды в России и странах СНГ, обеспечивающий почти две трети всего российского рынка. Здесь всерьез озабочены последствиями вступления в ВТО, которое приведет к притоку на внутренний рынок импортной продукции. При таком раскладе «Соду» могут серьезно потеснить конкуренты. Безусловно, все это скажется на рентабельности предприятия и, в конечном счете, на объеме налоговых отчислений в бюджет республики.

Решение проблемы мы постараемся найти вместе с его руководителями и специалистами, в том числе обсудив ее на «Большой химии». Мы не должны допустить, чтобы «Сода» утратила свои позиции на внутреннем рынке.

— Рустэм Закиевич, планировалось, что 2012 год станет первым годом реализации проектов по созданию нефтехимических кластеров в республике. Какие это проекты? На каком этапе реализации они находятся, кто выступает инвестором?

— В Башкортостане начата реализация проекта по созданию кластера на территории Салаватско-Стерлитамакского узла. «Газпром нефтехим Салават» сейчас проводит реконструкцию существующей установки производства этилена мощностью 380 тыс. тонн в год. Она завершится к 2015 году. Следующим этапом предполагается строительство новой установки мощностью 600 тыс. тонн в год, после ввода которой в 2018 году выпуск этилена-пропилена будет доведен до 1 млн тонн в год. Основной инвестор проекта — «Газпром».

Давние споры, связанные с этиленом, призван решить другой важный проект по строительству нового этиленопровода между «Газпром нефтехим Салаватом» и стерлитамакским «Каустиком». Этот проект успешно прошел экспертизу, начаты строительные работы. Его инвестором выступил «Каустик».

Одновременно мы активно работаем и по другим направлениям. В частности, подготовлен пакет документов для участия в конкурсе, который проводят минэкономразвития и министерство регионального развития России. По его итогам регионы-победители получат из федерального бюджета субсидии на развитие инфраструктуры своих кластеров. То есть на обустройство территорий вокруг крупных производств — строительство необходимых объектов, дорог, коммуникаций. От нашей республики в конкурсе участвуют три заявки, две из которых связаны с нефтехимией. Первая касается формирования нефтехимического кластера как раз на базе, как я говорил ранее, салаватско-стерлитамакских предприятий, вторая связана с созданием кластера промыслового машиностроения.

— Вокруг одного из крупнейших промпредприятий региона — «Полиэф» — началось формирование индустриального парка. Какой объем инвестиций предполагается направить в этот проект, из каких источников он будет финансироваться? Определена ли номенклатура конечной продукции?

— Мы живем в век полимерных материалов. Сегодня многое из того, что окружает нас в повседневной жизни, сделано из современных полимеров. Их использование, как показывает опыт развитых стран, является важным условием для повышения качества жизни людей. Это направление перспективно, и мы намерены развивать его в республике.

У нас формируется индустриальный парк на базе «Полиэфа», и мы активно поддерживаем это. Объем инвестиций, необходимых для его создания, составляет около 180 млн рублей. Финансирование проекта будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства.

В перспективе здесь развернутся также представители малого и среднего бизнеса, которые начнут производить конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью — волокна, пищевые пленки и пластики, а также преформы различного назначения. Для этих целей будет использована уже имеющаяся инфраструктура предприятия.

— Из-за дефицита сырья на предприятиях Урало-Поволжья Башкортостан и Татарстан выступили инициаторами создания концессии для строительства продуктопровода Западная Сибирь — Урал — Поволжье. Предложение провести продуктопровод по территории двух республик было изложено в резолюции первого форума «Большая химия» и направлено в минэнерго и правительство страны. Оно удовлетворено?

— Мы продолжаем работать в этом направлении. Сейчас с президентом Татарстана готовим обращение в адрес Владимира Владимировича Путина с предложениями не просто поддержать строительство продуктопровода, но и провести совещание по анализу ситуации в отрасли и разработке стратегии развития. Проблем много. Например, протяженность продуктопроводов для транспортировки ШФЛУ в нашей стране составляет всего 2 тыс. километров, а в США, к примеру, более 128 тыс. километров. Этот вопрос — стратегический. Мы считаем, что нужно создать государственную сеть магистральных продуктопроводов с учетом перспектив освоения нефтяных месторождений Западной Сибири и Прикаспия. Благодаря этой сети будут созданы новые производства и рабочие места.

— Как вы охарактеризуете текущую ситуацию по проекту продуктопровода?

— Сейчас рабочая группа, куда вошли специалисты Башкирии, Татарстана и Ямало-Ненецкого автономного округа, прорабатывает вопросы, связанные с подготовкой технико-экономического обоснования проекта. Это масштабная работа, к которой будут привлекаться ведущие специализированные научные и проектные институты. Реально рассчитывать на одобрение проекта правительством РФ мы сможем только после подготовки технико-экономического обоснования. Могу сказать, что в течение ближайших нескольких месяцев уже должны появиться конкретные цифры.

Еще раз повторюсь: мы крайне заинтересованы в доставке сырья в Поволжский регион для загрузки наших перерабатывающих заводов.

— Может ли республика рассчитывать на финансовую поддержку федерального центра в реализации намеченного проекта?

— Поскольку это инфраструктурный проект, в реализации которого заинтересованы несколько регионов, считаю, мы вправе на это рассчитывать. Я уверен, что после предоставления разработанного обоснования проекта, которое покажет его экономическую эффективность и окупаемость, он получит государственную поддержку.

Цель таких крупных проектов — развитие потенциала всей отечественной нефтегазохимической отрасли.
Читайте нас: