Все новости
Экономика
11 Мая 2012, 05:31

Трамвай желаний

В этом году Уфа получит четыре вагона, удобных для проезда инвалидов

Новый транспорт — новые возможности.
Новый транспорт — новые возможности.
Теплое весеннее утро. На остановке, обеспокоенные долгим отсутствием трамвая, напряженно вглядываются вдаль десяток человек. Вместе со всеми ожидает заветного вагончика пожилой гражданин нарочито опрятного вида, будто сошедший со страниц советского агитплаката. Вот только в реальности ходить он не может и передвигается в «спецтранспорте» — на инвалидной коляске. Сопровождающего рядом не видно, а потому в голове крутится вопрос, как в одиночку удается ему «путешествовать» в городских джунглях, далеко не самых удобных для людей с ограниченными возможностями?
Тем временем к остановке, гремя, кажется, всеми деталями, подъезжает потрепанный трамвай, плотно заполненный пассажирами.

— Ну-ка, ребятки, подмогните, — обращается старичок-инвалид к кому-то внутри вагона, и двое парней со спортивными сумками наперевес, спрыгнув на асфальт, бодро поднимают коляску в салон. Повезло…

Вспомнился этот случай неспроста. Общественный транспорт Уфы пусть и медленно, но все-таки «едет» навстречу инвалидам-колясочникам. К низкопольным городским автобусам добавляются и электромашины. Еще один экземпляр — новый трамвай, оборудованный специальной погрузочной аппарелью. В День Победы презентация новинки прошла в уфимском трамвайном депо № 1 имени Героя Советского Союза Сергея Зорина. Изучить возможности нового трамвая, а заодно и низкопольного башкирского троллейбуса пригласили президента республики Рустэма Хамитова. Он, однако, не ограничился только осмотром машин.

Внешне трамвай КТМ 71-623, произведенный в Усть-Катаве, практически не отличается от того оранжево-черного вагона, который мы привыкли время от времени видеть на улицах столицы. Но этот оснащен приспособлением для посадки-высадки пассажиров с ограниченными возможностями. До конца года муниципальное управление электротранспорта Уфы должно получить четыре таких машины, что не может не радовать — новый подвижной состав города исчисляется единицами вагонов.
Пассажировместимость трамвая — 187 человек. Стоимость — как у люксового туристического автобуса немецкого производства — 14 миллионов рублей.

Пока президент Башкортостана изучал конструкторские решения, использованные при проектировании трамвая, удалось выяснить причины такой дороговизны машины: для снижения энергопотребления и увеличения межсервисного пробега в технической начинке трамвая использованы импортные комплектующие.

Рядом с трамваем красовалась еще одна транспортная новинка. На этот раз местного производства. Низкопольный башкирский троллейбус БТЗ-52763 с симпатичным и запоминающимся дизайном также оснащен выдвижным пандусом и дополнительными поручнями для инвалидов. Но...

— Высоко, — констатировал Рустэм Хамитов, оценив доступ в салон. — А что помешало сделать ниже?

Выяснилось, что и здесь без зарубежных комплектующих не обошлось. А с конструкцией немецких мостов ZF не поспоришь — российских аналогов у них нет. Да и дороги у нас, мягко говоря, не идеальные, в отличие от ровных трамвайных рельсов. Тем не менее президент Башкортостана предложил подумать над усовершенствованием конструкции троллейбуса для обеспечения беспрепятственной посадки и высадки граждан с ограниченными возможностями.

Дружелюбная по отношению к инвалидам техника — это, конечно, здорово, но доля ее в общем потоке транспорта по-прежнему невелика. И ждать «свой», удобный трамвай колясочники не будут — что есть, на том и поедем. Лишь бы техника не подвела и довезла вовремя. И вот здесь как раз и кроются главные проблемы электротранспорта — высокая изношенность подвижного состава и ограниченность его передвижения. О развитии трамвайно-троллейбусного парка и новых маршрутах попросили президента ветераны предприятия.

— Трамвайное и троллейбусное сообщение в Уфе будем развивать, — сказал Рустэм Хамитов. — Нам необходимо соединить северную часть города с южной. Возможно, именно электротранспорт поможет решить эту первостепенную задачу. Только действовать надо немедленно — вопрос общественного транспорта в Уфе стоит на первом месте.

Действительно, непрекращающийся рост парка автомобилей в условиях хронического отставания в развитии всей дорожно-транспортной инфраструктуры, заторы и пробки на улицах, угрожающее загрязнение среды обитания, комплекс нерешенных проблем безопасности, в том числе и экологической, требуют серьезного улучшения работы общественного транспорта.

Действующая программа развития уфимского электротранспорта, представленная во время визита президенту, предусматривает строительство скоростного участка трамвайного пути между северной и южной частями города. В идеале это должно значительно разгрузить напряженность пассажиропотока и на основных маршрутах, а также снизить на дорогах количество автобусов.

Сегодня сеть трамвайных путей проложена вне загруженных автобусных маршрутов и позволяет в часы пик даже с небольшой скоростью движения добраться до места назначения быстрее, чем на троллейбусе или даже автобусе. Да и правилами дорожного движения трамваю во многих случаях дается право преимущественного проезда. Видимо, поэтому очень часто старые вагончики заполнены пассажирами под завязку.

Троллейбусы же, обладая низкой маневренностью из-за электрической «привязи», создают на дорогах существенные помехи. Динамические характеристики этих машин не идут ни в какое сравнение даже с городскими «дредноутами» «Башавтотранса», не говоря уже о братьях меньших — «Газелях» и «Фордах», что существенно тормозит транспортный поток. Увы, это проблема не столько самих троллейбусов, сколько общей организации движения в городе. Но вариант решения есть и у этой проблемы: автобус на электротяге без контактной сети — так называемый электробус. Руководство МУЭТ Уфы отметило, что в прошлом году опытный экземпляр такого транспорта был изготовлен на базе пассажирского автобуса «НефАЗ». Высокоемкие аккумуляторные батареи обеспечивают пробег в 300 — 350 км на одной зарядке. При этом, по оценкам специалистов, километр пробега электробуса обходится в десять раз дешевле, так как стоимость электроэнергии гораздо ниже дизтоплива.
Цифры и факты

За прошлый год электротранспорт Уфы перевез 55 млн пассажиров, в том числе трамвай — 28 млн человек, троллейбус — 27 млн человек.

Парк подвижного состава Муниципального управления электротранспорта Уфы насчитывает 166 трамваев и 218 троллейбусов.

Первый трамвай вышел на маршрут в Уфе 75 лет назад, а первый троллейбус — 50 лет назад.
Между тем

Как сообщили нашей газете представители Нефтекамского автозавода, в настоящее время ведутся сертификационные испытания первого электробуса, их планируется завершить в июне. Однако для полноценной эксплуатации такого электротранспорта необходима инфраструктура, в частности, специализированные станции зарядки и технического обслуживания. Кроме того, машина получается почти в три раза дороже обычного дизельного автобуса, что также нельзя не учитывать. Также остается открытым вопрос, готов ли к массовому производству изготовитель двигателя и аккумуляторных батарей — московская фирма «ЛИОТЕХ».
Читайте нас: