Все новости
Экономика
10 Мая 2012, 06:23

Соединим Европу и Азию

Строительство первой очереди башкирского участка международной скоростной магистрали начнётся в июле

Новый Шелковый путь пройдет через восемь районов республики.
Новый Шелковый путь пройдет через восемь районов республики.
Так и хочется сказать, что тут не обошлось без участия Николая Васильевича Гоголя. Ведь он никакой иронии не вкладывал в крылатую фразу «и какой же русский не любит быстрой езды». И наконец, спустя два столетия, был услышан. В рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию транспортной системы России с 2010 по 2015 годы Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры разработал схему международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай» по территории России до границы Казахстана. Он пройдет от Санкт-Петербурга через Вологду, Кострому, Киров, Казань, через восемь районов Башкирии — Ермекеевский, Белебеевский, Альшеевский, Бижбулякский, Миякинский, Стерлибашевский, Федоровский, Куюргазинский и восточнее населенного пункта Кызыл-Маяк войдет в Оренбургскую область.
Дорога относится по безопасности к категории 1А, количество полос — четыре, ширина полосы движения — 3,75 м, ширина обочин — 3,75 м, ширина разделительной полосы с ограждениями — 6 м, расчетная скорость движения (просьба не путать с разрешенной) — 150 км/ч. Освещение планируется на всем протяжении.

Длина российского участка — 2 тыс. 321 километр, казахстанского — 2 тыс. 787, китайского — 3 тыс. 425. Мы, россияне, отстаем: китайцы уже построили дорогу. Казахи на финишной прямой — планируют ввести ее в 2013 году. У нас же лидируют дорожники Татарии, где полным ходом идет отсыпка полотна. Есть даже съемки с вертолета. Это очень красивое зрелище, когда с высоты птичьего полета на большой скорости «летишь» над трассой будущей автодороги и видишь запечатленные камерой работающие машины: бульдозеры, грейдеры, катки. И неожиданно ловишь себя на мысли: это хорошо, что китайцы и казахи ушли вперед, теперь нам деваться некуда, нельзя ни отсрочить, ни тем более отказаться от проекта, как часто бывает в России. Только, как говорится, алга!

Подробнее о нашем участке. Протяженность его 265 километров. Стоимость 102 млрд рублей. Разработан проект первой очереди — на 40 километров, который проходит экспертизу. Республика выделила из своего бюджета 50 млн рублей. Уже в июле на участке начнутся земляные работы.

Финансирование строительства предполагается на основе государственно-частного партнерства. А значит, проезд по ней будет скорее всего платным — об этом специалисты говорят, почти не оставляя места сомнениям. Частные инвестиции — всегда возвратные. Эта дорога, по расчетам экономистов, окупится через 16 лет. Осведомленные люди уже называют расценки за проект: один рубль за километр. А теперь поразмыслим: на протяжении 265 километров с шестью развязками на двух уровнях ни одного светофора и, главное, ни одного инспектора ГИБДД с палочкой и радаром — за такое удовольствие можно заплатить 265 рублей. Мечтать не вредно...

Конкурс на проектирование оставшихся 225 километров ожидается уже в мае. Работы оцениваются в более чем 450 млн рублей и будут финансироваться из республиканского бюджета. Минземимущество уже ведет резервирование земельных участков по трассе дороги. Разрабатывается конкурсная документация по отбору потенциальных инвесторов строительно-монтажных работ на первом 40-километровом участке.

Созданное ОАО «Дирекция строительства автострады» выступает в роли инициативного инвестора, проводит межевание и оформление кадастровых паспортов, выкупает паевые земельные участки, попадающие в полосу отвода под строительство. В Росреестре республики уже заключены и зарегистрированы договоры купли-продажи 52 паев в Ермекеевском и восьми паев в Белебеевском районах. Все потери сельхозпроизводителям планируется возместить в июне этого года.

Кстати, в первоначальном варианте ФЦП трасса нового Шелкового пути обходила Башкирию стороной. Но президенту Рустэму Хамитову после неоднократных встреч с руководителями Росавтодора и Минтранса РФ удалось склонить федеральные инстанции к изменению проекта транспортного коридора в пользу республики. В октябре 2011 года башкирское правительство подписало соглашение с Минтрансом РФ, которое предусматривает сотрудничество в развитии транспортной инфраструктуры. В частности, прохождение трассы скоростной дороги через Башкирию. Рустэм Хамитов заверил тогда министра транспорта Игоря Левитина в том, что республика возьмет на себя проектирование и оперативное решение вопросов по отводу земельных участков, а также «будет создавать комфортные условия» для всех видов работ.

Во время Дней Башкортостана в Москве президент республики, рассказывая об этом крупном инвестпроекте, отмечал: он реализуется «с нашим участием, спроектировали мы его сами, сами нашли первые деньги на строительство». По его словам, дорожный фонд республики в объеме 10 млрд рублей позволяет вести такие работы.

Первую очередь дороги намечено ввести к 2016 году. Та часть денег, которая обещана из федерального бюджета, начнет поступать после 2014 года. Такой график объясняется просто: сегодня в приоритете объекты зимних Олимпийских игр в Сочи и Сколково, затем внимание центра переключится на международный транспортный коридор. Хотя китайцы и казахи большей отдачи ждут от вложений в дорожную сеть.
Читайте нас: