Чиновничьи препоны начинаются с процедуры открытия частного предприятия и уже не заканчиваются никогда. К такому выводу пришла рабочая группа Общественного совета при президенте, которая изучала условия выживания в республике малого и среднего бизнеса.
По мнению руководителя группы Николая Самойленко, основная категория людей, решивших заняться предпринимательством, — это выпускники вузов, бывшие силовики-пенсионеры и женщины после декретного отпуска. Три группы с абсолютно разной тактикой, жизненным опытом и возможностями. Да и каждый отдельный случай тоже индивидуален. Но их объединяют проблемы, с которыми каждому приходится сталкиваться буквально с первых шагов. В первую очередь — огромное количество времени приходится потратить на то, чтобы только открыть свое дело. У многих сразу опускаются руки. «Именно поэтому мы бьем тревогу и предлагаем пересмотреть регламенты прохождения всех согласований и прочих процедур, чтобы изначально не отбивать у людей желание заниматься предпринимательской деятельностью», — пояснил Н. Самойленко.
Хождение по МУПам
Василий ПЕТРОВ,
гендиректор предприятия:
— Поскольку нет нормативно-правового документа о стоимости техобслуживания нежилых помещений, ЖКХ взимают за них плату как за жилые. Кроме того, непонятно, почему собственники и арендаторы первых этажей и пристроев должны нести расходы за эксплуатацию лифта и уборку лестничных проемов. Ведь, как правило, все они имеют отдельный вход. Предприниматели жалуются, что их обязывают заключать договоры на техобслуживание с МУП ЖКХ городов и районов, а прилегающие территории им приходится убирать самим. Они делают взносы в фонд капремонта объекта, но текущий и капитальный ремонты фасада и помещений также на их плечах.
Существует проблема навязывания услуг определенными компаниями и предприятиями-монополистами. Поэтому, на мой взгляд, правительству республики необходимо создать условия для конкуренции на рынке услуг, таких как, например, водоснабжение, вывоз мусора, размещение твердых бытовых отходов.
Сегодня органам пожарного надзора выгоднее штрафовать субъекты предпринимательства, чем помогать им в организации пожаробезопасного бизнеса. Штрафы, установленные КоАП РФ, просто огромные. Причем, если обнаружено какое-либо нарушение или несоответствие, то вместе с выдачей предписания о его устранении одновременно налагается и штраф. Хотя целесообразнее было бы надзорным органам вначале вынести предупреждение, выдать предписание на устранение недостатков с реальными сроками. А затем уже, в случае его невыполнения, штрафовать.
Дело не в проблемах, а в дееспособности властей
президент Союза строителей РБ:
— Если говорить о преодолении административных барьеров в области строительства, то эти разговоры длятся многие годы и практически ничем не заканчиваются. Прежде чем с кем-то бороться, надо установить врага. Как только мы это поймем, сразу станет ясно, какими методами его можно побороть. Надо сказать, очень много проблем существует именно в сфере строительства. И следует честно признаться — мы сегодня строим меньше, чем в 1990 году.
А квадратные метры набираем за счет индивидуального жилищного строительства, к которому государство имеет весьма опосредованное отношение. Если раньше у нас вводилось 75 процентов высотного жилья и 25 — индивидуального, то сегодня все с точностью до наоборот.
Потому и цены на него растут ежемесячно. При этом мы говорим: мол, давайте строить индивидуальное жилье, оно дешевле. Лукавство в чистом виде, потому что всем известно — содержание индивидуального жилья обходится гораздо дороже. И жилищную проблему мы так не решим. Но именно в области высотного строительства возникает масса проблем.
Судите сами, чтобы получить окончательное разрешение на строительство, требуется 800 дней, и то в лучшем случае. На различные согласования уходит до 25 миллионов рублей. Если федеральным законом установлено 45 разрешительных процедур, то у нас в республике их более ста. Более половины из них установлены местными муниципалитетами.
А что такое технические условия на инженерные сети? Без них нельзя проектировать. Однако организации-монополисты — «Башкирэнерго», «Уфаводоканал» и иже с ними — навязывают такие условия, что сегодня приходится платить миллионы за гипотетическое потребление в отдаленном будущем. Заметьте, эти сети давно уже не принадлежат республике. На мой взгляд, тут необходима политическая воля. Как в Свердловской области, где губернатор установил, что с первого июля нынешнего года все подключения к инженерным сетям для объектов социальной сферы бесплатны!
Уфа по инженерным сооружениям, как известно, дошла до критической точки. Все ресурсы, заложенные с советских времен, мы использовали и теперь задаемся вопросом: что делать дальше? Минрегионразвития утвердил план в нынешнем году ввести 2 миллиона 30 тысяч квадратов жилья, в 2015 — 3 миллиона 700 тысяч. Осуществить планов громадье можно, если по каждой отрасли устранить выявленные административные барьеры, которые давно известны. Только возникает вопрос: кто будет их устранять? Все зависит от дееспособности органов власти.
Пора создавать партию строителей, поскольку 25 процентов трудоспособного населения работает в этой сфере. Наверное, только тогда дело сдвинется с мертвой точки. К сожалению, действительность такова — проще создать партию, чем построить дом.
Закон есть — желания нет
«Межрегиональный строительный союз»:
— Взять элементарную препону — длительность и высокая стоимость госэкспертизы проекта. Еще в ноябре прошлого года был принят федеральный закон «О введении негосударственной экспертизы». Он должен был вступить в силу первого апреля этого года. Наступил апрель, все строительные предприятия пошли со своими проектами в негосударственные экспертные организации. Но нашлись причины, по которым до сих пор нельзя воспользоваться их услугами. Несмотря на аккредитации, выданные минрегионразвитием этим организациям, вдогонку было принято постановление о прохождении специалистами аттестации. Причем такой заковыристой, из двухсот вопросов, что ее никто не может пройти. В результате организации создали, а работать им не дают. Судя по всему, аналогичная участь ожидает и негосударственный строительный надзор.
Получается, даже когда власть предоставляет возможность решить проблему, на местах не спешат воспользоваться предложенным законодательным инструментом.
Куда девать деньги?
Владимир ВИШНЕВСКИЙ, председатель ассоциации юридических компаний:
— Последние годы ко мне обращаются мои постоянные клиенты с вопросом: куда им вложить небольшие деньги? Самое страшное, что мы сами не знаем, где те ниши, которые стоит развивать на благо общей экономики. Давно назрела необходимость в маркетинговых центрах, к работе которых, наряду с профессионалами из предпринимательского сообщества, целесообразно было бы привлечь студентов, аспирантов и преподавателей вузов и ссузов. С их же помощью, используя информационные базы налоговой службы, органов госстатистики и других, необходимо создать систему оперативной информации о динамике развития бизнеса в республике. Иначе мы фактически не знаем, куда идем, не видим тенденций.
Кроме того, необходимо ввести несколько правил, которыми давно и успешно пользуются во всех странах. Например, каждый отказ предпринимателю должен быть завизирован вышестоящим начальством. Это помогло бы избежать многочисленных конфликтных ситуаций. На уровне нормативных актов принять постулат: что не запрещено законом, то разрешено. И, наконец, найти форму диалога бизнеса с властью. Допустим, в виде регулярных «круглых столов» с президентом или премьер-министром. Причем, не намечать тему загодя, а обсуждать злобу дня.
Хотелось бы заметить, что сегодняшний разговор приобретает особую актуальность на фоне грядущего вступления России в ВТО. Тогда весь малый и средний бизнес будет нуждаться не просто в помощи, а в спасении.
«Черный» список организаций, где посетителям приходится простаивать огромные многочасовые очереди при согласовании документов:
- ГАИ, при этом отмечено грубое отношение сотрудников к посетителям;
- МУП «Уфаводоканал»;
- филиал ОАО «Газ-Сервис» — «Уфагаз»;
- Башкирские распределительные электросети — Уфимские городские электросети;
- комитет по управлению муниципальной собственностью г. Уфы;
- муниципальное учреждение «Земельное агентство» столицы;
- Главное управление архитектуры и градостроительства Уфы.
Практически везде отказ в выдаче и оформлении документов по формальным основаниям, чрезмерная требовательность чиновников, сложность и непрозрачность процедур.
Муниципалитет — к барьеру!
Вадим УТЯШЕВ, первый заместитель председателя Комитета РБ
по предпринимательству и туризму:
— Задача по устранению административных барьеров в ноябре прошлого года была возложена на республиканский совет по поддержке развития предпринимательства при правительстве. Его возглавил премьер-министр Азамат Илимбетов.
Первое заседание планируется на 24 мая, на нем предложено выступить членам общественного совета с обобщающим материалом сегодняшнего обсуждения. Кроме того, мы хотим систематизировать процесс и обязать муниципалитеты приводить в соответствие свои административные регламенты по оказанию госуслуг малому и среднему бизнесу и таким образом устранять административные барьеры и сокращать сроки предоставления разрешительной документации.
Одним из ключевых моментов станут отчеты муниципальных образований на заседаниях нашего совета. Понадобится и помощь общественных организаций, поскольку к ним, в первую очередь, стекается вся оперативная информация по предпринимателям.
В 2010 году республика направила на поддержку предпринимательства в рамках муниципальных программ 35 — 40 млн рублей, в 2011-м — 182 млн рублей. В текущем году объем поддержки будет увеличен до 210 млн рублей.
Газовая атака
Фидан ЛАТЫПОВ, директор предприятия:
— Расскажу о самой обычной ситуации — установке системы газоснабжения. Чтобы получить разрешение на подключение к газовым сетям, предприниматель должен подготовить полный пакет документов по своему предприятию. Официально заявка рассматривается десять дней, но я таких случаев не знаю. Зато знаю, что заявку одного крупного авторитетного предприятия рассматривали семь месяцев. А что говорить о простом предпринимателе средней руки?
Беда, если на производственных площадях есть тепловые сети. Как правило, это полуразвалившаяся котельная, тепловые трассы у нас обычно неизолированные, шипят и дымят. Но Горгаз в обязательном порядке требует справку о технической невозможности поставки тепла, которую ни одна тепловая сеть, разумеется, не даст. Вот вам и повод для коррупции.
Если предприниматель все-таки получит разрешение на подключение к сетям, для него начинается второй этап хождения по мукам — получение лимита на газ. Межрегионгаз требует определить помесячно, сколько предприятие намерено потребить газа. Даже я, имея опыт работы в газоснабжении, не могу сказать, сколько газа я израсходую на своей базе, допустим, в январе. Тем более не скажет этого предприниматель, который «не в теме» и у которого еще нет проекта, и он не знает свои мощности. Тем не менее, если он недоберет или допустит перерасход лимита, на него посыпятся штрафные санкции.
Третий этап — получение разрешения на поставку газа от «Газпрома». Тут начинается полный беспредел. Официально ожидание справки составляет месяц. По своему опыту могу заявить: в лучшем случае — год. Случается, ждут и пять лет, и больше. Все зависит от того, крупное предприятие или малое. Наконец, предприниматель с полученными разрешениями идет в Горгаз за техусловием на подключение к сети, где снова попадает в очередь. Минимум на месяц.
Наконец, вожделенное техническое условие получено, и начинается долгожданное строительство, а вместе с ним и другая, не менее длинная история.
Хочу заметить, что в Татарии данный вопрос решается в течение 5 — 10 дней единой компанией «Таттрансгаз». Там от вас не требуют никакой кипы бумаг, достаточно представить договор купли-продажи земли либо документы на ее аренду.
Лучшая форма сотрудничества — взаимная выгода
директор МУП «АПБ» (архитектурно-планировочное бюро) Главархитектуры города Уфы:
— Одна из причин того, что в Уфе невозможно строить, как заявил Рашит Мамлеев, — это отсутствие свежего градостроительного генплана. Почему-то считается, что это забота только муниципалитета, хотя генплан столицы, наверное, общереспубликанская задача. Ведь с его помощью решаются не только вопросы строительства, но и транспорта, кадров. Существующая периодичность генплана (десять лет) — вчерашний день. С нынешними темпами жизни документ за это время устаревает. А вести какую-то централизованную эффективную деятельность без плана невозможно.
Хотел бы отметить, что предприниматели сами не всегда эффективно взаимодействуют с органами власти. Бывает, что муниципалитеты готовят программы, а ответной предпринимательской инициативы нет. К примеру, сегодня в Уфе разрабатывается инвестиционная карта, и ее создатели были бы рады получить информацию о том, что именно предприниматели хотели бы на ней видеть. Думаю, при каждом муниципалитете должны существовать общественные советы по взаимодействию бизнеса и власти.
Подводя итог всему сказанному, руководитель рабочей группы Николай Самойленко отметил, что у чиновников и предпринимателей разный подход к прохождению процедур. А в итоге средний предприниматель выбирает, потратить ему 800 дней на оформление бумаг в Башкирии, или у него уйдет на ту же самую процедуру 190 дней в Татарии. «Неудивительно, что строительные организации из нашей республики бегут. А мы теряем не только предприятия, но и новые рабочие места. Идея нашего исследования — не поиск виновного, а улучшение ситуации в республике. Для чего требуется лишь взаимодействие чиновников с предпринимателями и больше ничего», — сказал он в заключение.
В свою очередь председатель Общественного совета Петр Бобылев предложил рассмотреть результаты данного мониторинга на заседании президиума правительства с участием соответствующих руководителей ведомств и глав администраций. А поскольку ключевые административные барьеры выявлены, то закрепить за каждым ответственного. Конкретное должностное лицо должно убрать ту или иную преграду с дороги бизнеса, убежден председатель.