Совет директоров Российских железных дорог (основной акционер компании) в начале марта назначил на должность временно исполняющего обязанности гендиректора Башкортостанской ППК Виталия Григорьева. Уроженец Санкт-Петербурга, до назначения он работал первым заместителем гендиректора Северо-западной пассажирской пригородной компании. Причину кадрового перемещения и расторжения договора с теперь уже бывшим главой Башкортостанской ППК Эдуардом Гизитдиновым новый руководитель не уточнил. Возможно, решение совета связано с результатами работы компании, получившей по итогам 2011 года убыток в 300 млн рублей. Вчера Виталий Григорьев сообщил журналистам о планах по решению этой проблемы и дальнейшему развитию пассажирских перевозок.
Главная причина убыточной деятельности, по словам временного руководителя, связана с невыплатой регионами компенсации по госзаказу на перевозки. Регулируя тарифы, региональные власти должны компенсировать компании выпадающие доходы. Но в ряде субъектов финансирование прошлогоднего госзаказа до сих пор не обеспечено. В связи с этим компания направила заказчикам претензии в сумме убытка, а также сформировала пакет документов для передачи в арбитражный суд.
— Если бы все средства были перечислены вовремя, мы закончили бы год с прибылью в 5 — 10 млн рублей, — отметил Виталий Григорьев.
В связи с затянувшимся урегулированием финансовых вопросов соглашения на 2012 год из восьми регионов присутствия БППК заключены только с Башкортостаном и Оренбургской областью. Дотации республиканского бюджета на пригородные железнодорожные перевозки льготных категорий пассажиров составляют 370 млн рублей. Эта сумма полностью покроет затраты компании на льготный проезд.
Основная деятельность ППК, по словам Виталия Григорьева, помимо работы с исполнительной властью в рамках госзаказа будет идти по нескольким направлениям. Первое — повышение качества обслуживания пассажиров.
Так, с 27 мая по маршруту «Уфа — Абдулино» начнет ходить новый электропоезд повышенной комфортности. В его вагонах будет современный интерьер, а также появятся плазменные панели, чтобы пассажиры смогли просматривать в пути фильмы.
В расписании также появится новый маршрут «Чишмы — Уфа — Иглино». На этом направлении электричкам предстоит конкурировать с автобусами, в связи с чем интервал движения поездов в компании рассчитывают сократить с нынешних полутора часов до 40 минут.
Существенно повысить удобство обслуживания должны 40 новых билетных автоматов, которые начнут работать в этом году. Они будут установлены в вузах, торговых центрах, а также в Республиканской больнице им. Г. Г. Куватова. Кроме того, для студентов и школьников вводятся абонементные билеты.
Еще одно важное и приятное для население решение — с начала лета пригородные билетные кассы, расположенные напротив уфимского вокзала, переместятся внутрь здания и их дополнят современной системой информационной поддержки.
Одним из перспективных направлений В. Григорьев назвал организацию железнодорожных перевозок от Уфы до аэропорта аналогично московскому аэроэкспрессу. Этот проект вполне жизнеспособен, считает он, и большая часть ветки уже существует — необходимо лишь достроить несколько километров до аэропортового комплекса. Но более важно пока составить общее технико-экономическое обоснование проекта, что и станет приоритетным процессом.
Настоящий бич пригородных железнодорожных перевозок, по словам руководителя БППК, — это безбилетный проезд. Для борьбы с «зайцами» на ряде станций будут установлены турникеты. В этом году такие комплексы появятся в Деме и на станции «Спортивная».
Положительный опыт подобных систем в Санкт-Петербурге говорит ни много ни мало о десятикратном увеличении выручки. Впрочем, строительство турникетов на станциях — процедура не дешевая, стоят современные системы примерно 50 млн рублей. Вместе с введением технических новинок в электричках сохранятся разъездные кассиры, которые до сих пор приносят 60 — 65% выручки. Однако, по мнению Виталия Григорьева, их труд нуждается в большем стимулировании.
Остается открытым вопрос вхождения в состав акционеров компании правительства республики. В ноябре прошлого года ряд СМИ сообщал о том, что республика хочет приобрести 49% акций предприятия, контрольный пакет при этом останется у ОАО «Российские железные дороги» (сейчас РЖД контролирует в ней 99%). Переговоры об этом еще продолжатся, сказал врио гендиректора компании.
Кстати, временный статус у Виталия Григорьева сохранится до начала июня. К этому времени совет директоров РЖД должен принять окончательное решение о назначении.
Башкортостанская пассажирская пригородная компания ежедневно перевозит около 20 тыс. пассажиров в 8 регионах страны: Пензенской, Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Оренбургской и Самарской областях, а также республиках Башкортостан и Мордовия. Основная доля пассажирооборота (более 70%) приходится на нашу республику. За 2011 год в границах всего полигона обслуживания перевезено более 7,5 млн пассажиров.
|