Никогда раньше не думал о том, что наша Башкирия и есть настоящий остров сокровищ. Журналистов в этом постарался убедить на пресс-конференции начальник Управления по недропользованию по РБ Расих Хамитов. Одновременно он высказал сожаление: наши богатые земли, которые приносят в республиканский бюджет основные поступления, могли бы разрабатываться более интенсивно.
Многое зависит от геологоразведочных работ, однако с 2004 года республиканский бюджет их не финансирует. В прошлом году поисковых работ было выполнено на 1 млрд 258,7 млн рублей — за счет средств федерального бюджета и самих недропользователей.
Много вопросов у представителей СМИ вызвали аукционы за право пользования недрами: из 25 объявленных в прошлом году только 6 были признаны состоявшимися. Отсутствие заявителей объясняется в основном высокой стартовой ценой, которую представители малого и среднего бизнеса не могут осилить. Снижение цены, правда, происходит, но очень незначительное: такова методика их определения, установленная на федеральном уровне.
Немало парадоксального происходит с питьевой водой. Ее катастрофически начинает не хватать для многих сельских районов, особенно на западе и северо-западе республики и вокруг Уфы, то есть там, где десятилетиями велась добыча нефти. По словам Расиха Хамитова, подземные воды ушли в другие горизонты. Хотя разведанных запасов вполне достаточно для республики, но используются они только наполовину. Глава ведомства признает, что муниципалитеты не слишком озабочены проблемами водоснабжения, не делают официальных запросов и предложений от них тоже нет. Хотя это их первейшая задача.
Как утверждают ученые и специалисты, из всех проблем, касающихся запасов недр, самым острым в ближайшем будущем станет одна — нехватка воды. Причем альтернативы ей в природе нет. Те залежи, которые разведаны, располагаются очень неравномерно. Поэтому одними артезианскими скважинами глубиной 60 — 70 метров не обойтись, ко многим населенным пунктам надо тянуть трубопроводы издалека. Например, предметом гордости гидрогеологов на протяжении 30 — 40 лет остаются залежи чистейшей воды в Нуримановском и Архангельском районах. Причем были уже проекты прокладки водоводов от этих запасов до населенных пунктов так называемой Большой Уфы — это 6 — 7 сельских районов вокруг столицы. Но они так и остались «предметом гордости» разведчиков. Села и животноводческие комплексы питаются из местных скважин, в которых вода очень далека от питьевых стандартов. Скважинам отказано в лицензии от Роспотребнадзора: здесь много железа, извести и другой химии. Тем не менее муниципальные и местные власти качают эту жидкость, отдаленно напоминающую воду, в систему и собирают с населения плату. Ни один чиновник Уфимского района не встал на защиту населения, не потребовал разведать новые скважины или хотя бы установить фильтры в сборных резервуарах.
В Нуримановском районе, богатом водными запасами, как признался Расих Хамитов, уже ведется разведка нефти. Если начнется промысловая добыча, то судьба водоносных горизонтов там скорее всего сложится как в Туймазинском и Краснокамском районах, где подготовка воды до уровня питьевых стандартов является высокозатратным делом.
Кстати, по последним данным гидротехников Юмагузинского водохранилища, в февральские дни подземная вода уже ушла на 0,5 метра ниже того уровня, который был отмечен в феврале засушливого 2010 года. Это тревожный сигнал. Если март не возместит дефицит осадков, то… Но пока не будем терять надежды.
Для справки Запасов нефти в республике хватит еще почти на 30 лет, медноколчедановых руд — от 20 и более лет, цветных металлов — на 40 — 50 лет, благородных — на 5 — 15 лет. За прошлый год добыто: нефти — 14,4 млн тонн, медноколчедановых руд — 4,2 млн тонн, меди — 75,7 тыс. тонн, цинка — 84,5 тыс. тонн, золота — 6,8 тонны, серебра — 80,1 тонны, рассыпного золота — 87 кг, известняков для химической отрасли — 3,7 млн тонн, каменной соли — 3 млн тонн, гипса — 187 тыс. тонн, цементных глин — 509 тыс. тонн, талька — 6,4 тыс. тонн, гранита — 20 тыс. кубометров.
|