Низкие цены на рожь привели к уменьшению ее посевов — прошлой осенью селяне республики заняли озимыми культурами почти на 70 тысяч гектаров меньше. Однако в региональном минсельхозе считают, что крупного недобора злаковых не будет. Они ушли под снег в отличном состоянии, а зимой не было ни одной оттепели — того, чего озимые боятся больше, чем морозов. В среднем по республике собираются взять с гектара по 18 — 20 центнеров ржи, озимой пшеницы и тритикале. Если прогноз сбудется, зерна будет даже чуть больше прошлогоднего уровня. Но это возможно лишь при благоприятных обстоятельствах, без природных катаклизмов.
Сегодня в полях встречаются люди, одиноко бредущие в снегу с лопатой и ледорубом на плече. Это не рыбаки, ищущие короткий путь к речке, а главные агрономы, отправившиеся на «выруб монолитов». Так называется агротехническое мероприятие, дающее возможность прогнозировать урожай озимых культур. От снега очищается площадка, потом вырубается монолит земли со всходами. Размер — полметра на метр.
— Этот пласт земли с корнями и верхушками растений оставляют на проращивание в теплой комнате, — объясняет главный агроном отдела прогрессивных технологий в растениеводстве минсельхоза республики Тагирьян Мухаматзиев. — Предварительно ящики с «рассадой» выдерживают после мороза 2 — 3 дня в прохладной среде и только затем заносят в тепло. Для чистоты эксперимента, так сказать, чтобы приблизить условия к природным. Пострадавшие злаковые переводят по особой формуле на гектар. Так и получается процент гибели озимых.
По мнению специалистов, нынешняя зима стоит особняком среди предыдущих в течение 20 — 25 лет — еще никогда за это время снежный покров не был таким минимальным. И если анализ монолитов в опытных хозяйствах республики демонстрирует гибель лишь 2 — 3% озимых посевов, в минсельхозе не исключают пересева на пятой части площадей. В прошлом году, к примеру, в республике погибли 12% озимых, и это считается удачным исходом. По расчетам, плохое состояние до 20% злаковых можно пережить без больших последствий. Выше — хозяйства терпят огромные убытки.
До сих пор на селе вспоминают, как в середине нулевых погибли 37% посевов. К несчастью, в те годы еще не был развит рынок агрострахования, а потому хозяйства потеряли большие средства на пересеве.
Озимые всегда считались страховой культурой — даже в сильно засушливые годы они дают урожай. Но в годы, когда хорошо родится пшеница, спрос на рожь падает. Соответственно, снижается и ее цена. В прошлом году за нее давали менее двух рублей за килограмм — цена ниже себестоимости. Поэтому хозяйства и сократили площади под осенние посевы.
— Мы посеяли почти вдвое меньше, — говорит главный агроном Федоровского отделения Миякинского филиала МТС «Центральная» Рафил Мухаметзянов. — Будет хорошая цена, увеличим посевы.
Сегодня он забирает монолиты с полей, чтобы выявить процент будущих потерь. На его взгляд, их состояние хорошее, а значит, без черного хлеба мы не останемся. Лишь бы производители вовсе не прекратили сеять озимые в силу убыточности их возделывания.