Все новости
Экономика
21 Января 2012, 16:20

У нас мавроди не пройдут

Экономические преступления влетают государству в копеечку

Речь идет об объединении управлений по экономическим (УБЭП) и налоговым (УНП) преступлениям — теперь это одно Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РБ, которое буквально на днях возглавил подполковник полиции Владимир ПАШИН. Мы попросили Владимира Александровича рассказать о том, как новшество изменит работу органов внутренних дел республики.

— Главная наша задача — защита государственных средств, а поскольку речь идет о бюджете, то без чиновников здесь не обходится. Ведь это они принимают решения о выделении денег и их дальнейшем распределении. В итоге за прошлый год экономическими преступлениями республиканскому бюджету был нанесен ущерб более чем на два с половиной миллиарда рублей.

— Владимир Александрович, людей интересует конкретика: кто и как наказан за экономические преступления?

— Только в истекшем году возбуждено 15 уголовных дел по фактам коррупции со стороны должностных лиц министерств и ведомств республики и 20 — администраций городов, районов и сельских поселений республики.
Так, минувшим летом за получение взяток в размере 160 тысяч рублей задержан с поличным и. о. руководителя Россельхознадзора, за взятку в 400 тысяч — сотрудник государственного комитета республики по торговле и защите прав потребителей, в 500 тысяч — начальник отдела министерства сельского хозяйства РБ, в 350 тысяч — начальник отдела министерства юстиции РБ, в 160 тысяч — сотрудник инспекции госстройнадзора. Кроме того, было несколько задержаний судебных приставов и так далее.

В отношении одного из руководителей аппарата правительства республики возбуждены уголовные дела по факту халатности и превышения должностных полномочий. Чиновник необоснованно включал граждан в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, на этом основании были выданы безвозмездные субсидии и заключены договоры участия в долевом строительстве по льготным условиям с людьми, которые на это не имели права. Следствие продолжается.
Выявляются и новые виды коррупционных преступлений, связанные с хищением бюджетных средств, выделенных по госзаказу. Уголовное дело возбуждено в отношении представителей министерства культуры, которые поживились бюджетными деньгами, предназначенными для оснащения оборудованием Конгресс-холла. В суд направлено уголовное дело в отношении бывших министра образования и его заместителя, злоупотребивших служебным положением при выделении денег для строительства школы в одном из районов Башкирии.

— Уголовные дела не всегда доводятся до логического конца. Как в случае с бывшим руководителем Ростехнадзора, который обвинялся во взятке в особо крупном размере и довольно легко отделался. А вот если я в магазине украду банку зеленого горошка — страшно подумать, что со мной сделает уголовно-правовая система.

— Если человеку предъявлено обвинение и дело направлено в суд, то имеются веские доказательства, на которых все и строится. Того же бывшего руководителя Ростехнадзора суд же не оправдал, а назначил ему наказание — 100 тысяч рублей штрафа. Однако приговор отменен Верховным судом России, и дело направлено на дополнительное рассмотрение. К сожалению, на самом деле за экономические преступления виновных не привлекают к уголовной ответственности так жестко, как за рубежом. В тех же США за налоговые преступления сажают и надолго. У нас же идет гуманизация законодательства, наказание за многие экономические преступления смягчено до предела.

Судите сами: согласно новому закону, если человек возмещает нанесенный по налоговым преступлениям ущерб, то он вообще освобождается от уголовной ответственности. То есть мы собираем по крупицам материал, передаем его в следственный отдел, а фигурант вдруг заявляет о намерении погасить сумму неуплаченных налогов. И в результате — отказ в возбуждении уголовного дела. Конечно, посадить человека за решетку не самоцель, государству выгоднее собрать налоги — только в истекшем году в бюджеты различных уровней довозмещено налогов на сумму около 800 миллионов рублей. Но в данном случае не совсем ясна позиция законодателей: человек должен был вовремя отчитаться, заплатить налоги, а когда он этого не сделал и его поймали за руку (а могли еще и не поймать), он начинает платить и освобождается от уголовной ответственности. Согласитесь, вопросы возникают.

— Если вернуться к списку остро нуждающихся в жилье, там кто фигурировал? И возместят ли они незаконно полученные государственные деньги?

— Преимущественно чиновники и их дети. По поводу возврата сейчас говорить рано, следствие еще продолжается. Тем более речь идет не об однокомнатных квартирках в Черниковке, а о недвижимости стоимостью семь и выше миллионов в центре Уфы.
Надо сказать, в своем стремлении незаконно обогатиться некоторые должностные лица ни перед чем не останавливаются. До курьеза порой доходит, как это произошло в одном из районов в ноябре прошлого года. Начальница ЗАГСа за 45 тысяч рублей зарегистрировала брак местной жительницы с гражданином Вьетнама без… самого жениха, который на тот момент уже отбыл на родину. А в ходе проводимой проверки в ЗАГСе была установлена недостача бланков свидетельств о рождении детей, которые впоследствии использовались для незаконного получения материнского капитала.

Кстати, в нашем регионе один из самых высоких показателей по выявлению тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики, по коррупционным преступлениям.

— Это говорит о том, что наша республика наиболее коррумпирована?

— Это говорит о том, что мы работаем. За истекший год количество выявленных преступлений и лиц, привлеченных к ответственности по линии экономики, серьезно снизилось во всех регионах. А мы, тем не менее, остались «на волне» благодаря тому, что сохранили людей, специалистов. В ходе реформы органов внутренних дел, предусматривающей сокращение личного состава, основной задачей было сохранить костяк профессионалов, уже не говоря о том, что мы не прекращали все это время работать, раскрывали преступления, вели расследования и доводили их до суда. Нам удалось добиться определенных результатов. Не случайно наш специалист начальник отдела по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики Олег Горбунов признан лучшим сотрудником экономической безопасности России.

— Как обстоят дела у нас с организованной преступностью, каким образом действует она на экономическом поприще?

— Вообще, в сфере экономики практически нет преступников-одиночек, все промышляют группами. Недавно была задержана ОПГ, которая организовала агентство «Мединтел». На их счету почти полторы тысячи обманутых граждан. Дело известное, широко освещалось в СМИ. Напомню, что мошенники обманывали пенсионеров, навязывали им некий «медицинский» аппарат, якобы панацею от всех болезней. Конечно, все это было сложно доказывать, поскольку люди с ними заключали договоры и дело граничило с гражданско-правовыми отношениями. Но нам удалось выявить уголовную составляющую, задокументировать технологию обмана. Организаторы проводили специальное обучение, психологические тренинги, широко использовали нейролингвистическое программирование — внушение, иначе говоря. Как это обычно делают в сектах и сетевом маркетинге. Таким образом, организаторы зомбируют своих сотрудников, а те обучаются зомбировать потенциальных жертв: вначале они вежливо предлагают купить у них что-либо, затем, если человек отказывается, начинают давить и в жесткой манере принуждают это сделать. Сейчас таким образом людям навязывают пылесосы за 120 тысяч рублей. Читаю материалы дела и удивляюсь, как пенсионеры могут покупать бытовую технику за такие немыслимые для них деньги? Ведь занимают по соседям, берут кредит в банке.

— «Черными» риелторами, которые химичили с квартирами умерших пенсионеров, тоже занималось ваше управление. Вы можете рассказать об этом подробнее?

— Там фигурировали не только умершие пенсионеры, но и одинокие, сильно пьющие люди, которых вывозили в деревни под Благовещенском. Мы опасались, что они убивают своих жертв, и долго вели данную ОПГ, затем приняли решение о задержании. Пока под подозрением находятся пять человек. Вообще, на данный момент в производстве находится несколько подобных дел, между собой не связанных. Во всех случаях злоумышленники искали подходящие кандидатуры, окончательно их спаивали, потом в полубессознательном состоянии заставляли подписывать бумаги, вывозили в какую-нибудь деревенскую халупу, а затем сообщали, мол, такая сумма ушла на переезд, на оформление документов, на нотариусов и так далее. В лучшем случае оставляли жертве какие-то копейки и исчезали. Те, как правило, в правоохранительные органы не обращались. Мы их даже, порой, найти не можем. Почему именно под Благовещенск? Ну, это только один из пунктов, куда мошенники предпочитают вывозить своих «клиентов». Прежде всего, потому что недалеко. А так и в Миасс вывозят, и прочие города Челябинской области.

— А что у нас происходит с жильем для детдомовских детей?

— Многие не получают того, что должны. То есть формально им выделяется жилье, но зачастую это деревянный дом без света, воды и мало-мальских удобств. Есть случаи вымогательств, когда выпускники детдомов оказываются жертвами мошенников. Как правило, они социально не адаптированы, своих прав не знают, юридически неграмотны, никому не нужны и абсолютно беззащитны. У нас есть на сей счет конкретные факты, но пока об этом рано говорить. Дети-сироты — это святое, и те, кто пытается на них нажиться, должны сидеть в тюрьме.

— Что же делать простым людям, как себя обезопасить, ведь никто не застрахован от происков «черных» риелторов?

— Если человек ведет асоциальный образ жизни, он автоматически оказывается в списке потенциальных жертв. Мошенники опрашивают соседей, есть списки злостных неплательщиков, которые вывешиваются на дверях подъездов. При желании, о любом человеке можно добыть любую информацию, которая в последующем используется в преступных целях.

По большому счету, в вышеперечи сленных уголовных делах не так много пострадавших. Гораздо серьезнее обстоят дела, когда речь идет о кредитных кооперативах, а долевое строительство — это вообще очень болезненная тема. Тут люди всю жизнь копили деньги, продавали единственные свои квадратные метры, чтобы внести деньги за новое жилье, и в результате остались ни с чем. Таких пострадавших у нас сотни. Где они теперь только ни ютятся: на съемных квартирах, в дощатых садовых домиках. У нас 28 подобных уголовных дел, люди приходят в управление с детьми, плачут. Но, к сожалению, к тому моменту, когда возбуждается уголовное дело, деньги мошенниками, как правило, уже использованы в личных целях, переведены в оффшорные зоны. К тому же следует признать, что не все в силах полиции.

Вот, к примеру, по уголовному делу о долевом строительстве микрорайона Зеленый берег обвиняемый около года находился в федеральном розыске, наши оперативники его поймали, привезли в республику. По его милости исчезли 150 миллионов рублей, принадлежавших сотням обманутых дольщиков, куча жалоб, люди ходят с плакатами, бастуют. А суд отказался его арестовывать, и мы были вынуждены отпустить задержанного под подписку о невыезде.

С кредитными кооперативами аналогичная история — народ добровольно вложил деньги в расчете на нереальные проценты, а теперь пытается вернуть их через правоохранительные органы.

Тут совет может быть только один — трижды подумать при совершении каких-либо сделок с недвижимостью или финансами, взвесить все «за» и «против» и только потом принимать решение. Для того, чтобы быть уверенным в чистоте сделки, необходимо обращаться в известные, зарекомендовавшие себя на рынке недвижимости агентства либо пользоваться услугами проверенных риелторов, которые уже проводили сделки для ваших родственников или знакомых. В любом случае, обещание баснословных прибылей или жилья по цене ниже рыночной должно насторожить.

— Что нового появилось в последнее время в сфере экономических преступлений?

— Практически ежедневно поступают заявления от потерпевших — кибермошенники снимают с банковских счетов деньги. Вначале виснет компьютер, потом все пароли считываются и, соответственно, происходит перевод денег. Они уходят в другие регионы, где их обналичивают через банкоматы. Подобные преступления очень сложно расследовать. Мы сейчас вышли на одну преступную группу, которая действует по всей России. Умные молодые ребята-компьютерщики, сидя у себя дома, организуют схему, находят исполнителей. Последних иногда ловят, но вместо них появляются другие, и система продолжает действовать. Вся схема обезличена — даже если установлен компьютер, с которого осуществлялось хищение средств, на конкретного человека выйти сложно.

Подобные вещи стали происходить очень часто. Причем если раньше вскрывали счета физлиц, то теперь добрались до бюджетных предприятий. Один из способов обезопасить себя — рабочий компьютер должен быть защищен, и ни в какие социальные сети с него заходить нельзя. Хотя панацеи от данного вида преступлений нет — это вопрос организации информационной безопасности в банковской сфере.

— Ваш прогноз на 2012 год?

— Вопрос интересный. Одни преступления сменяют другие. Сейчас идет процесс декриминализации законодательства. Подняли сумму ущерба в статьях по экономическим преступлениям — например, чтобы возбудить уголовное дело по статье «халатность», причиненный действиями должностного лица ущерб должен составлять полтора миллиона рублей, а не сто тысяч, как раньше. То же относительно налоговых преступлений, легализации денежных средств. В связи с чем уголовные дела, которые были возбуждены по прежним статьям, теперь прекращаются, переходят в разряд административных. Нередко целые тома уголовных дел после принятия новых законов превращаются в макулатуру.

Одно могу сказать точно — в связи с изменением законодательства работать будет сложнее. Но мы — офицеры, и наше дело — работать в любых предлагаемых условиях.
Только цифры

За минувший год выявлено около 6,5 тыс. экономических преступлений, окончено расследование уголовных дел по 5 тыс. преступлений этой категории, к уголовной ответственности привлечено около 800 лиц. Кроме того, пресечено около 2 тыс. преступлений против государственной власти, из которых 410 фактов взяточничества.
Читайте нас: