Все новости
Экономика
11 Января 2012, 12:21

Флотилия инженера Нестерова

Предприниматель из Мелеузовского района строит катера в собственном гараже

Владимир Нестеров — разработчик и создатель легких катеров и мотовездехода.
Владимир Нестеров — разработчик и создатель легких катеров и мотовездехода.
…Динамичный поворот, фонтан брызг, и зрители четко различают на воде «восьмерку», которую только что выписал на их глазах белоснежный катер. На Нугушском водохранилище завершились испытания прогулочного катера «Колибри», разработанного и созданного индивидуальным предпринимателем из поселка Нугуш Владимиром Нестеровым.

В течение всего летнего сезона-2011 эту картинку с интересом наблюдали и гости, и жители поселка. Нугушское водохранилище, полвека с небольшим назад появившееся на карте, сегодня стало полноценным «домашним морем» для жителей юга республики. Летом и осенью здесь собираются тысячи туристов, серфингистов, любителей прогулок на гидроциклах, катерах и лодках с мотором. Среди разнообразия судов, скользящих по водной глади, выделяется небольшой по размерам прогулочный катер, устойчивый на виражах и легко проходящий небольшую глубину. Он уже обрел некоторую известность: местные жители сразу показывают приезжему корреспонденту дом, где живет автор этой техники — предприниматель Владимир Нестеров.

Энергию — в творческое русло

Владимиру Алексеевичу Нестерову 49 лет. Он родился в Салавате, но с детства живет в поселке Нугуш Мелеузовского района. Решение о переезде на берега рукотворного башкирского моря приняли родители, участвовавшие в запуске здешней гидростанции и затем ставшие ее сотрудниками. Верен нугушским просторам и их сын, на вопрос о том, почему бы не сменить место жительства на город, отвечающий просто: «Жить хорошо именно здесь. Меня всегда интересовало техническое творчество, а Нугуш — это идеальная испытательная база для сложной спортивной техники».

Нестеров — не механик-самоучка, не современный Кулибин, интуитивно догадывающийся о законах движения. Владимир Алексеевич — дипломированный инженер, в начале

80-х после окончания поселковой школы без труда поступивший в один из ведущих технических вузов страны — Московский автомобильно-дорожный институт — на факультет «Двигатели внутреннего сгорания».

После окончания столичного вуза Нестеров вернулся домой и… пополнил багаж знаний о технике в первом на ту пору автосервисном предприятии, открывшемся в поселке Нугуш. Тогда же пришел к выводу: «Заниматься услугами — дело полезное, но реализоваться в нем может не каждый. Что касается меня лично, то высшим пилотажем считаю создание собственной техники».

Творчество для индивидуального предпринимателя Нестерова — понятие вполне конкретное, материально ощутимое. Как любой состоявшийся инженер, он стремится воплотить свои идеи в реальные проекты: идеи как таковые, не подкрепленные результатом, ему попросту не интересны. Поэтому в поселке Нугуш, по географии и идеологии достаточно далеком от промышленных предприятий, он сумел наладить производство и ремонт сложной спортивной техники — квадроциклов, легких катеров-гидроциклов, водных мотоциклов, других мотоединиц. Его личная флотилия насчитывает уже десятки изделий, а из любимых детищ называет катера «Муссон», «Колибри», «River hunter».

Накануне конвейера

Владимир Нестеров является ведущим конструктором на небольшом предприятии, созданном им самим. В его фирме экономика, инжиниринг и следование моде на спортивную технику сосуществуют в тесном контакте. В помещении обыкновенного гаража развернута компактная производственная база. Здесь из современного материала — высокопрочного пластика — изготавливают детали для будущей техники.

— Сегодня на рынке представлены поистине материалы будущего, — говорит Владимир Алексеевич. — Они позволяют получать прочные детали с низкой себестоимостью. Например, мы применяем для создания техники стеклопластик. Турбина, изготовленная из него, весит 19 кг, а заводская из более дорогого дюралюминия — 92!

Эстафету Нестерова принял сын Артем, работающий вместе с Владимиром Алексеевичем. Он осваивает все позиции производственного цикла — от подготовки производства до выпуска готового изделия.

Рыночная ниша, которую разрабатывает Нестеров, возникла еще в 90-е, когда появились запрос на спортивную технику и любители активного отдыха, готовые ее приобретать. В нулевых годах ситуация получила развитие, ведь даже для состоятельных людей отечественные катера стали недоступны по цене.

— Поэтому будущее у небольших мобильных предприятий, способных ориентироваться на потребности покупателей, есть, — уверен Нестеров. — Например, мы создали прогулочный катер «Колибри» вместимостью пять человек, установив на него двигатель от ВАЗ-2101 и турбину водомета собственного производства. Катер развивает скорость до 55 км/час и расходует 30 литров бензина (АИ-92) на 100 км. Что это значит? Что по технико-экономическим параметрам мы вышли на уровень аналогичных импортных изделий. А самое главное, мы изготовили специальную оснастку, которая позволяет выпускать детали из композитных материалов серийно!

Инженер из поселка Нугуш мечтает создать в нем судостроительную верфь. Ее прототип уже был организован несколько лет назад на площадях мелеузовского предприятия «Эколайн», однако через девять месяцев после старта был свернут инвесторами. Не получил завершения и другой проект сотрудничества с крупным предприятием — развитие производства мотовездехода «Акаваз» на площадке ОАО «Кумертауское производственное авиационное предприятие». Несмотря на то, что первый опыт общения с инвесторами и партнерами не сложился, нугушские судостроители отточили навыки организации производства, получили сертификат на выпуск изделия и приобрели ясное понимание того, что нет ничего невозможного. Хотя, надо признать, отечественная реальность настраивает на диаметрально иной лад.

Белеет катер одинокий

Накопленные компетенции в области становления собственного производства — это несомненный капитал индивидуального предпринимателя Владимира Нестерова. Но для постановки производства катеров и другой техники на конвейер нужен капитал и в традиционном понимании, то есть финансовые вливания. И на этом этапе выясняется, что оказаться на гребне волны без заемных средств — задача для малого предприятия попросту непосильная.
Проблема первая — получить кредит в банке.

— Чтобы пополнить оборотные средства и оснастить предприятие необходимым оборудованием, мы обращались в кредитные учреждения, — рассказывает о собственном опыте общения с банками Владимир Алексеевич. — Но они не в состоянии провести аналитику наших проектов, оценить их перспективы, поскольку не имеют в штате инженерного персонала, способного выдать экспертные рекомендации.

Проблема вторая — венчурные фонды. Опыт предпринимателя из Нугуша говорит о том, что реальный процент, который предлагается сегодня действующими в Башкортостане структурами, достигает 40. Эта цифра сама по себе — знак того, что пока наработки свободных инженерных групп, по большому счету, рынку региона неинтересны.

Проблема третья — конкуренция на рынке. Наивно было бы предполагать, что только инженеры из Башкирии видят большие перспективы в развитии рынка сложной спортивной техники. Предложений со стороны производителей достаточно, и, как правило, это зарубежная техника. Поэтому чтобы освоить производство и совершенствовать сам товар, добавлять новые опции, предприниматель должен иметь возможность вкладывать в развитие чуть больше средств, чем нужно для обеспечения исключительно функциональности техники. То есть не быть зажатым в рамках себестоимости, не ориентироваться на простые и тем более примитивные решения. «Вкусный» товар, креативное решение возможно только в условиях пусть небольшого, но избытка ресурсов, это подтвердит производитель любой отрасли и любого типа экономики. В том числе речь идет о ресурсах финансовых.

— Инвесторы рассчитывают на скорый возврат средств, производственники, располагающие свободными площадями, воспринимают нас как «головную боль», — убежден инженер Нестеров. — Вот почему нужна «третья сила», которая могла бы консолидировать «самодельщиков» и финансовые структуры, чтобы создавать у нас в регионе новые товары и продвигать их на рынке. Нужен честный, открытый диалог власти, финансов, бизнеса и инженерных групп, итогом которого станет развитие производств. Нужна реально, а не в отчетах действующая система единого окна, в которой главное место занимает оценка, дающая ответ на вопрос о том, стоит ли заниматься разработкой конкретного проекта.

Сегодня же деньги на оснастку, создание макета изделия, испытания Нестеров ищет сам — ведет поиск инвесторов, подключает к финансированию родных и друзей. Очень огорчен невозможностью участвовать в технических выставках. Так и получается, что реальная точка роста нового бизнеса пульсирует, подает признаки жизни, но показывает слабую динамику, а люди с техническим образованием, сумевшие сохранить в себе живой практический интерес к работе инженера и выпуску изделий, востребованных рынком, становятся творческим андерграундом.

Неизвестные мастера

Работая над этим материалом, автор попыталась найти хотя бы подобие базы данных о людях, увлеченных техническим творчеством и живущих в нашем регионе. Нашла лишь отрывочные материалы в СМИ да выслушала впечатления знакомых инженеров. Между тем таких, как Нестеров, на юге республике много. Хватает технически грамотных людей, нет недостатка и в плодотворных идеях.
— Мой земляк Владимир Щетинкин здесь, в поселке Нугуш, собирает трактора — экологичные и почти бесшумные. Житель Мелеуза Радик Абдуллин увлекся идеей создавать роторные ветряки. Марат Туктаров из Салавата и вовсе легендарная личность, автомеханик по призванию, создатель авторских мотоциклов. После выставок в Екатеринбурге и Москве байкеры всей России знают его как автора лучшего русского мотоцикла «Иван Драга», собранного из старой отечественной техники — мотоциклов и автомобилей.

Помощи и внимания эти люди, как правило, не ждут и не просят. Слишком часто меняются приоритеты власти, с одной стороны, громко провозглашающей развитие региональной промышленности, а с другой — по непрозрачным критериям включающей конкретные предприятия в программы развития.
Как следствие — оригинальные авторские идеи, при наличии средств вполне конвертируемые в конкретные рыночные продукты, остаются невостребованными. Фабрика мысли, способная уже не в газетном материале, а в серьезном экономическом отчете продемонстрировать рост ВРП, работает не на полную мощность. Поневоле приходят аналогии с

70-ми годами прошлого века, когда в стране был повальный дефицит любых товаров, и в том числе — сложной техники, а на телевидении выходила научно-популярная передача «Это вы можете». Даже название складывалось в инновационную аббревиатуру — «ЭВМ». Ее ведущий и создатель журналист Владимир Соловьев отыскивал по всей стране людей, увлеченных техническим творчеством, и умудрялся делать настоящее шоу, демонстрируя изобретателей и их детища, которые оценивали эксперты — ученые, инженеры различных производств. Автомобили и лодки, инновационные кастрюли и другая техническая экзотика — все жаждало своего воплощения в жизнь, собирало у экранов телевизоров нереальную для любого сегодняшнего кинохита аудиторию и… за редким исключением, оставалось за рамками серийного производства.

Тогда этот феномен объясняли просто — спецификой советской экономики, не позволяющей воплотить даже практически ценные идеи. Диктатура плана, для которого танки всегда были важнее, чем товары народного потребления, казалось, ушла в прошлое. Но сделать изобретение, ноу-хау товаром непросто и сегодня — мы наблюдаем диктат еще более жесткий — диктат инвестора, который чаще всего рассуждает, как простой коммерсант, стремящийся к быстрому и беспроигрышному финансовому результату и не интересующийся развитием производств и уж тем более — созданием местных брендов. Государство же, и в рыночной экономике во многом задающее правила игры, создавать действенную модель помощи техническим предпринимателям не спешит.

Флотилия инженера Нестерова тем не менее множится. Пройденные ею морские мили испытывают на прочность саму технику и верность идее ее создателя. Несмотря на огромное количество проблем, о которых Владимир Алексеевич рассказывает как о событиях вполне будничных и привычных, его жизнь и работа видятся ему как полновесная регата, в которой есть и бури, и штиль, и бесконечное стремление к новым открытиям.

Мелеузовский район.

Читайте нас: