22 июня 1941 года вся страна по радио слушала правительственное сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на СССР. Легендарный диктор (в то время ему едва исполнилось 26 лет) Юрий Левитан позже вспоминал: «Когда я произнес слова «Говорит Москва!», почувствовал, что дальше говорить не могу, застрял комок в горле. Неужели война? Из аппаратной стучат: почему молчите? Я сжал кулаки и продолжал: «Граждане и гражданки Советского Союза!
Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну».
В условиях войны и для фронтовиков, и для тружеников в тылу зачастую именно радио стало единственным источником информации. Люди с большой тревогой и надеждой слушали передачи о тяжелых боях Красной Армии, о подвигах ее бойцов, о партизанской борьбе советских людей, о трудовых подвигах в тылу.
Радио становится самым могучим и доступным средством общения государства с народом. Оно было призвано своевременно доводить до сознания масс на их родном языке постановления и решения партии и правительства. В годы войны радиопередачи велись на 70 языках народов СССР и на 28 иностранных языках. Ежедневно передавалось 14 выпусков «Последних известий», передач для воинов Красной Армии и Военно-Морского Флота.
С первых дней Великой Отечественной деятельность радиокомитета Башкирской АССР была перестроена на военный лад. По сетке Башрадиокомитет имел для вещания один час 56 минут, из них только на политические темы ежедневно отводилось полтора часа, а на литературно-музыкальные темы и платные информации — лишь 26 минут. Изменилось и содержание передач. Теперь необходимо было систематически знакомить население республики на родном и на русском языках со сводками и другими сообщениями Совинформбюро, передовицами и важнейшими материалами центральной и республиканской прессы, очерками и зарисовками, разоблачающими фашизм и рассказывающими о борьбе народа против него.
Эффективность деятельности радиокомитета во многом зависела от материальной базы. К началу войны в стране имелось 11 тыс. трансляционных узлов, около 6 млн трансляционных точек и около 1 млн радиоприемников, в Башкирии — 158 радиоузлов, 48114 радиоточек и 1908 радиоприемников. У Управления связи было 62 радиоузла, еще 12 принадлежали различным ведомствам. Всего этого было недостаточно. Поэтому число радиоточек по возможности увеличивали: к концу 1942 года их стало уже 50753. Во время сезонных полевых работ в населенных пунктах дополнительно устанавливали репродукторы. Районное вещание использовалось для передачи в сельсоветы и колхозы газетных статей, последних новостей. В 1943 году областной комитет партии обязал Управление связи республики обеспечить техническую готовность всех радиоузлов, снабдить их необходимым количеством горючего, организовать выпуск достаточного количества репродукторов и штепсельных радиоточек. В Наркомат связи РСФСР было направлено ходатайство о строительстве новых радиоузлов в Иглинском, Кандринском, Макаровском и Улу-Телякском районах. В последние годы войны стали принимать заявки от уфимцев на установку радиоточек в квартирах и от нуждающихся — в репродукторах.
На площадях городов и райцентров, в агитационных домах устанавливали громкоговорители. «За несколько минут до начала передачи сообщения Совинформбюро на площади города у громкоговорителя собираются десятки-сотни горожан, выслушав сводку… берутся за работу», — сообщали из Белебея.
Идейно-теоретический уровень радиопередач и их действенность зависели и от кадров. Поэтому заведующими редакций назначались опытные журналисты. При каждой редакции радиоузла и радиокомитета создавалась общественная редколлегия в составе 5 — 7 человек.
Радио регулярно сообщало о добровольных денежных взносах трудящихся в фонд обороны страны, о сборе теплых вещей и подарков для фронтовиков, о других общенародных кампаниях. Действенными были выступления ученых и писателей, обличающих человеконенавистническую фашистскую теорию.
Во многих городах, поселках, деревнях, а также на предприятиях и в учреждениях организовывалась подписка на заем или продажа денежно-вещевой лотереи. Например, в Уфе подписка на военный заем 1942 года была проведена за три дня после изложения постановления Государственного комитета обороны по радио. Сумма подписки составила 132 процента к месячному фонду зарплаты трудящихся. А в Белорецке — 150 процентов. Многие патриоты подписывались на двух, трехмесячный заработок. Например, механик Уфимского моторостроительного завода А. Дукаев в 1944 году приобрел облигаций на 4 тыс. рублей, а трудящиеся Салаватского района за несколько дней подписались на 3 млн рублей, причем 1,1 млн рублей внесли наличными в первые два дня. К сведению: в 1944 году средняя зарплата рабочих составляла чуть более 400 рублей.
В условиях уменьшения тиражей и сокращения количества газет и журналов роль радио особенно повысилась. По решению обкома партии с 1 июля 1943 года все райкомы партии организовывали систематическую передачу по радио содержания очередного номера газеты не менее двух-трех раз в неделю.
Редакция «Последних известий» использовала и такую форму работы, как телефонная связь, то есть радиослушание проводилось по телефонным проводам. В 1942 году оно было организовано в 321 колхозе республики. В этой редакции большое внимание уделяли переводу материалов на башкирский язык. Так, за первые 11 месяцев войны было передано 207 часов переводного материала. Такая организация работы имела большое значение, поскольку в колхозы, совхозы и даже в районные центры центральные и республиканские газеты доставлялись с большим опозданием.
Широкую аудиторию привлекали передачи на сельскохозяйственные темы, особенно о передовиках совхозов и колхозов, в том числе о подростках, стариках и женщинах. Одна из передач была посвящена, например, самоотверженному труду женской бригады 19-летней А. Хазиевой во время уборки в колхозе «Урняк» Кандринского района; в другой речь шла об ударной бригаде косарей-женщин в колхозе «Ирек» Мишкинского района, возглавляемой 78-летним Гумеровым и выполнявшей дневную норму на 375 процентов. В одной из очередных передач говорилось о трудовых успехах 92-летнего Н. Шарипова в колхозе «Урал» Баймакского района, сделавшего 11 рыдванов, 50 ручных граблей, 50 пар оглоблей, 4 бестарки, а также отремонтировавшего 6 лобогреек и 2 веялки и заработавшего за месяц 358 трудодней.
По радио передавали и обращения передовиков производства и сельского хозяйства, они были весьма эффективными. Так, на призыв бригадира женской тракторной бригады Дюртюлинской МТС Фаузии Кагармановой стать трактористами и самоотверженно трудиться во имя победы откликнулись тысячи молодых колхозниц Башкирии. Курсы трактористов были созданы во всех МТС республики, и обучались там в основном женщины. В 1943 году закончили учебу на этих курсах 1137 человек, продолжали учебу еще 7616 человек. Тогда трактористами работали 4,5 тыс. женщин, комбайнерами — 1,2 тыс., помощниками комбайнеров — 1,7 тыс. женщин республики.
В годы войны появилась новая форма радиопередач — «Письма с фронта и на фронт». С 9 июля 1941 года ежедневно передавались «Письма на фронт», а с августа — «Письма с фронта». Всего за годы войны в эфире страны прозвучало более 2 млн таких писем, в том числе 700 тыс. — из действующей армии. Радио помогало также восстанавливать связь с семьей. Тысячи людей обращались сюда за помощью в розыске близких и родных. В результате только в течение 1943 года свыше 5 тысяч семей получили необходимые сведения.
Огромное воздействие на слушателей оказывали «Письма-наказы своим землякам-фронтовикам» и ответы фронтовиков, которые зачитывались по радио. В редакцию ежедневно приходили тысячи писем, рассказывающие о героизме бойцов и командиров из Башкирии.
В годы войны республика стала одним из центров международной радиосвязи. Из Уфы ежедневно велась радиопередача на 21 языке народов мира, поскольку в 1941 — 1943 годах здесь находился эвакуированный Исполком Коммунистического Интернационала (1919 — 1943 гг.). Коминтерновцы работали в здании Дома пионеров (ныне Уфимский авиационный техникум) и жили в гостинице «Башкирия», а радиовещание было организовано в здании нынешнего Главпочтамта. Среди них были такие видные деятели международного коммунистического и рабочего движения, как В. Пик, К. Готвальд, М. Торез, П. Тольятти, Г. Димитров, О. Куусинен, Д. Ибаррури с дочерью Амалией, а также деятели культуры — французский писатель Жан-Ришар Блок и немецкая писательница-антифашистка Анна Зегерс. В их передачах раскрывалась и разоблачалась сущность фашизма, звучали призывы к активной борьбе против врага мировой цивилизации.
Передачи на русском языке всегда начинались с фразы «Говорит Москва», хотя на самом деле диктор в это время сидел в Уфе. Фашистам чрезвычайно важно было разнюхать, где же дислоцируется Московское радио. В 2012 году в интернете появились кадры аэрофотосъемки, сделанной немецкими самолетами-разведчиками во время войны. Есть там и несколько снимков Уфы — фашисты зафиксировали важнейшие стратегические объекты: радио- вышки Коминтерна, моторостроительный завод, вокзал, аэропорт, сообщает журналист Е. Соколов.
Появилась в годы войны и такая новая форма работы радио, как организация радиомитингов. Всего было проведено 70 радиомитингов Всеславянского антифашистского комитета, 4 всесоюзных митинга Антифашистского комитета женщин, три всесоюзных митинга Антифашистского комитета советской молодежи.
Удивительно, но и в такое суровое время не сокращали время на литературные передачи. Они проводились два раза в неделю, к примеру, в 1942 году было прочитано 95 рассказов, 278 стихов и поэм. Часто выступали со своими произведениями эвакуированные писатели и поэты, композиторы и артисты. На башкирском языке звучали стихи, рассказы украинских писателей П. Тычины, М. Рыльского, В. Со-сюры, Н. Рыбака, Ю. Яновского, из московских — Е. Ильина, А. Платонова, М. Кононовой и др. В переводе на русский язык передавали произведения башкирских писателей С. Кудаша, Р. Нигмати, С. Агиша, Б. Бикбая, писателей-фронтовиков С. Мифтахова, М. Карима, Г. Амири, Али Карная и др.
Организовывались специальные передачи, посвященные поэтам — защитникам Сталинграда и бойцам — поэтам и музыкантам-кураистам 112-й Башкирской кавалерийской дивизии.
В поддержке морального духа трудящихся большую роль сыграло музыкальное вещание, которое шло дважды в неделю по 28 минут. Благодаря радио всей стране стали известны песни «Священная война», «Огонек», «Эх, дороги», «Шумел сурово Брянский лес», «В лесу прифронтовом» и др.
Таким образом, радио 1418 дней и ночей, не умолкая, мобилизовывало, вдохновляло народ на победу над врагом.
Признавая огромную роль радио в сплочении многонациональной страны, вставшей на борьбу за освобождение Родины от фашистского ига, в 1945 году Совнарком СССР принял постановление об учреждении Дня радио, который отмечается 7 мая.