Все новости
Cоциум
23 Мая , 11:15

Проезд закрыт!

Путь в садовое товарищество в Калининском районе Уфы напоминает полосу препятствий

Ринат РАЗАПОВ  Садоводы с трудом преодолевают руины бывшей дороги.
Садоводы с трудом преодолевают руины бывшей дороги.Фото:Ринат РАЗАПОВ

С наступлением лета транспортные коллизии, связанные с весенним половодьем, остались далеко позади. Подождав, когда стихия успокоится, садоводы добрались, наконец, до своих «фазенд», просушили дома, вскопали грядки, высадили саженцы. Но вот изрядно разрушенные талыми водами дороги приходится спешно ремонтировать, а кое-где и прокладывать новые.

Да, разбитые грунтовки, ведущие к СНТ, — это, к сожалению, привычное явление. Однако тупиковая ситуация, в которой оказались садоводы товарищества «Локомотив 49», касается не только бездорожья.

А перспектива есть?

Председатель СНТ Фаиля Валеева назвала адрес: улица Перспективная, 22. Навигатор привел нас на территорию крупного строительного магазина недалеко от микрорайона Максимовка в Калининском районе Уфы. Вышли, огляделись. Неужели ошиблись? Никаких садов здесь и в помине нет.

— Вы правильно приехали, — ответила на звонок Фаиля Разябовна. — Мы ждем вас у строительного вагончика!

На наш вопросительный взгляд: «Где, мол, СНТ? Где дорога?», указала на перерытый техникой участок, где раньше и проходила грунтовка. Все началось после строительства здесь улицы Перспективной. Но, видимо, для садоводов хороших перспектив не хватило.

— До обустройства улицы здесь была пешеходная тропа в СНТ «Локомотив 49» и грунтовая дорога, — рассказывает Фаиля Валеева. — Члены товарищества складывались и несколько раз ее отсыпали. В 2010 году на обочине трассы появился строительный магазин. В 2022-м он начал расширяться, и руководство взяло в аренду соседний участок земли. Нас никто об этом не предупредил. Естественно, мы подали исковое заявление в Калининский райсуд Уфы. В октябре 2023 года он вынес решение — за месяц обеспечить проезд к СНТ. Ответчик, администрация города, подала апелляцию в Верховный суд РБ. В результате срок исполнения решения вырос до 12 месяцев. Апелляционное определение было вынесено 21 февраля этого года. Звучит оно так: «Обязать администрацию Уфы обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств, в том числе пожарной техники, скорой медицинской помощи на территорию СНТ «Локомотив 49». (Все документы есть в распоряжении редакции. — Авт.). Возможно, юристы собираются обжаловать это решение. Приводят доводы, что не узаконена дорога. Однако грунтовки невозможно поставить на учет. И собрать с садоводов деньги на асфальтирование тоже нереально, ведь нужна огромная сумма. На прием в мэрию Уфы записываюсь с марта прошлого года! Что нам, садоводам, делать? Теперь можно только днем и с большой осторожностью миновать пешком эту стройплощадку.

Вместе с Фаилей и подъехавшими членами СНТ мы пошли в сторону леса, за которым и находится коллективный сад. Преодолев полосу препятствий и пройдя самое сложное — резкий спуск со стройплощадки, оказались на грунтовой дороге.

Идти по ней до СНТ быстрым шагом минут десять. Но с грузом от шоссе получается гораздо дольше. Но и это еще полбеды. Представьте, что сюда не могут проехать ни медики, ни пожарные. Прошлым летом одна женщина сломала ногу и не могла идти до кареты скорой помощи, которая ждала наверху, на улице Перспективной. Соседи несли пострадавшую на руках. А не дай бог случится пожар? Кстати, осенью прошлого года Валеева написала обращение в ГУ МЧС по Башкирии. И в декабре получила ответ: «После проведенного обследования нарушения требований пожарной безопасности подтвердились, а именно: проезд для пожарной техники к территории данного СНТ отсутствует. В связи с чем в адрес администрации Калининского района Уфы направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности».

Назад, в город

Люди наперебой рассказывали, что стройка и любой ремонт в СНТ практически остановились. Действительно, много ли груза на себе унесешь? И даже постоянно проживающих здесь закрытый проезд вынудил вернуться в город.

Об этом говорят старожилы сада супруги Гимран и Нафиса Рысаевы. Ему 89-й год, ей 84. Оба они «дети войны», ветераны труда, 57 лет жили в СНТ. Третий дом построили, сыновей и внуков здесь вырастили. Соединив два земельных участка, они обиходили каждый метр. На участке — грядки, теплица, цветники, баня. Все в идеальном порядке.

— Но как дорогу перекрыли, уже не остаемся в саду ночевать, — говорит Нафиса-апа. — У мужа уже два инсульта было. Понимаем, что скорая сюда не приедет.

— А без мечты жить невозможно! — добавляет ее жизнерадостный супруг на прощание. — Дорога — это жизнь. Мечтаем о ней. Без нее в саду никак.

С ними согласна многодетная мама Алия Асфандиярова. Четыре года семья жила в садовом доме круглый год. В прошлом году, когда младшей дочке исполнилось два года, пришлось снимать квартиру в городе. Иначе ежедневно добираться отсюда до детского сада — проблема. А педиатр так ни разу и не приехал, просто не смог дом найти…

— Здесь также постоянно жили две супруги участников спецоперации, — говорит Фаиля Валеева. — Теперь обе уехали и снимают квартиры в городе. У Анжелики Григорьевой двое малышей. Она сама все детство здесь провела у бабушки, теперь садовый участок ей в наследство достался.

Ведет из СНТ к тому же перекрытому будущей стройкой участку и пешеходная тропинка. Места тут очень красивые, зеленые. Ведь это территория городских лесов, где ни одно дерево нельзя срубить без разрешения. И жители «Локомотива 49» относятся к этому богатству очень трепетно. А кто им ответит заботой и вниманием?

КОМПЕТЕНТНО

Наталья Овчинникова, президент Ассоциации садоводов РБ:

— Есть правило — дорога в СНТ должна быть соединена с автодорогой общего пользования. Если там меньше 50 земельных участков, достаточно одного въезда. Если больше 50, должно быть два.

Все дороги, находящиеся за пределами СНТ, относятся к муниципальной собственности. Это значит, что ремонт подъездных путей должен производиться за счет бюджетных средств. Согласно федеральному закону, муниципалитеты обязаны выделить средства на ремонт и содержание автодорог местного значения. Но на деле очень часто дороги, ведущие от основной магистрали к садовому товариществу, не состоят на балансе у местной администрации. Много раньше строительством этих путей занимались предприятия и социальные учреждения, поэтому сейчас найти какие-либо документы на земли удается не всегда. Большое число дорог, ведущих в СНТ, считают бесхозными, а значит, и заниматься ими просто некому. В любом случае, чтобы добиться ремонта подъездных путей, садоводам приходится обращаться в местную администрацию и требовать, чтобы их приняли на баланс. Как найти хозяина подъездной дороги? Алгоритм действий такой: председателю СНТ нужно направить запрос в местную администрацию и узнать, находится ли на ее балансе дорога, соединяющая садовое товарищество с основной автодорогой. Ее принадлежность можно проверить с помощью публичной кадастровой карты. У каждого района есть подробная информация. Надо помнить, что передать дороги возможно, только если они находятся на муниципальных землях, а не в частной собственности. Но постепенно процесс идет.

Уже есть примеры, когда муниципалитеты берут такие дороги на свой баланс.

Если подъездные пути находятся на балансе администрации района, то надо подготовить обращение о ремонте. Сначала сделать снимки, зафиксировать на фото все недостатки покрытия и приложить к обращению. В нем должны быть указаны все недостатки и дефекты подъездного пути, проблемы, с которыми сталкиваются садоводы. При обращении от одного лица следует указать имя и точный адрес для ответа. При коллективном обращении — данные ответственного лица, которое будет поддерживать связь с администрацией. Обращение составляется в двух экземплярах и лично представляется в администрацию. Ответ должен поступить в течение месяца. Однако надо учесть, что бюджет на строительство и ремонт дорог в муниципалитете формируется один раз в год. Поэтому мой совет — участвовать в обсуждении проекта бюджета. Если члены товарищества проявят настойчивость, то могут добиться срочного ремонта. Но для этого дорога должна стоять на балансе муниципалитета.

К примеру, в Уфе собственники нескольких товариществ за два года попали в программу ремонта подъездных путей, которая реализуется с 2022 года. В итоге сейчас от них ни одной жалобы. А в массиве «Дудкино — 8 Марта» расположены 13 СНТ. Также 2,2 км единственной дороги, которая ведет к СНТ «Заря», «Союз» и «Дуслык» в Калининском районе Уфы, тоже привели в порядок благодаря настойчивым обращениям членов товариществ.

Ринат РАЗАПОВ
Фото:Ринат РАЗАПОВ
Ринат РАЗАПОВ  Светлану со сломанной ногой соседи несли на руках до скорой на шоссе.
Светлану со сломанной ногой соседи несли на руках до скорой на шоссе.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Айгуль НУРГАЛЕЕВА
Читайте нас: