Все новости
Cоциум
6 Октября 2023, 11:15

Дорогая дорога

С начала года в регионе на 18 процентов увеличилось количество ДТП с участием детей

Альберт ЗАГИРОВ  Ежегодно в акциях, посвященных Всемирному дню памяти жертв ДТП, участвует молодежь республики.
Ежегодно в акциях, посвященных Всемирному дню памяти жертв ДТП, участвует молодежь республики.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Эту неутешительную статистику привел главный госавтоинспектор республики Владимир Севастьянов на пресс-конференции с участием заинтересованных организаций и ведомств, посвященной социальной кампании «Внимание на дорогу». В акции приняли участие 40 российских регионов. Каждый из них таким образом пытался решить «свою» злободневную проблему. У нас это превышение скорости водителями и невнимательность пешеходов, и как итог — дорожные инциденты с участием последних. Тема особенно актуальна в связи с началом нового учебного года.

Секрет выживания

— Тревожит, что за минувшие восемь месяцев состояние детской аварийности достигло максимальных показателей за последние пять лет. Поэтому федеральной кампании «Внимание на дорогу», которая в республике, как всегда, проходила весь сентябрь, региональные ведомства придают особое значение. Мы совместно проводим различные информационные мероприятия в вузах, школах, на автозаправках, в автошколах и парках. Кампания проходит в рамках нацпроекта «Безо-пасные и качественные дороги». Впрочем, наше ведомство такую работу ведет постоянно, просто акция — хороший повод заострить на проблеме внимание всего водительского сооб-щества, родителей, школьников и руководителей ответственных организаций, — подчеркнул Владимир Севастьянов.

По его словам, наиболее опасные места для пешеходов — это многополосные автодороги с интенсивным движением в крупных городах. Хотя осторожность не помешает и на сельской дороге, поскольку главная причина, из-за которой пешеходы попадают под колеса автомобилей, — невнимательность обеих сторон. Также влияют темное время суток, плохая освещенность, несоблюдение скоростного режима и переход проезжей части в неположенном месте.

— Если все участники движения начнут соблюдать правила, то инцидентов с пешеходами станет значительно меньше. Вблизи школ и детсадов водителям нужно быть особенно бдительными. На скорости 30 километров в час вполне реально избежать наезда, даже если ребенок выскочит на проезжую часть, — пояснил главный госавтоинспектор.

С начала года оштрафовано более восьми тысяч пешеходов. При этом оправдания у всех разные, в зависимости от возраста. Старшее поколение «успокаивает» инспекторов, мол, не переживайте за нас, нам недолго осталось. Среднее — торопимся, некогда. Молодежь — не заметил, задумался. Правда, здесь есть сложности при оформлении административного протокола: не все носят с собой документы (или говорят, что не носят), удостоверяющие личность нарушителя.

Руководитель дорожной полиции республики считает, что наказание здесь не самое главное, гораздо важнее — профилактика, чтобы люди вели себя подобающе, показывая пример детям.

Кто не видел, как мамаша тянет малыша за руку, перебегая дорогу на запрещающий сигнал светофора? А прокатить любимое чадо на электросамокате, чтобы «волосы назад» — сегодня фишка номер один для продвинутых родителей. Или усадить шестилетку за руль квадроцикла на радость папе. Кто-нибудь отвечает за проявления такой убийственной родительской любви?

— К сожалению, это похоже на соревнование: у чьего ребенка круче дорожный гаджет. О том, как и где дети будут кататься, взрослые думают в последнюю очередь. Были случаи, когда дошкольники катались на мопеде. Конечно, законом предусмотрены санкции, и родители несут ответственность за свои необдуманные поступки. Только вот последствия бывают часто необратимыми. У нас есть круглосуточный телефон доверия — 279-32-92, а также чат-бот в Telegram, куда пишет в основном молодежь, сообщая различную информацию, на которую мы незамедлительно реагируем. В том числе о пьяных на дорогах: пешеходах и водителях, — напомнил Владимир Севастьянов.

Главное — отражаться

По мнению спикеров пресс-конференции, светоотражающие элементы на одежде и сумках помогают в темное время суток водителям вовремя разглядеть на проезжей части пешехода. Если так, то, может, есть резон хотя бы школьников заставить их носить? Как выяснилось, Госдума готовит законопроект, который обяжет российских производителей выпускать школьные товары со светоотражающими элементами — это ранцы, рюкзаки, куртки, обувь и так далее. Те же требования будут предъявляться и к детским товарам, ввозимым из-за рубежа. Вариант проекта был разослан в регионы для обсуждения, и специалисты министерства образования и науки республики его уже одобрили, сообщил руководитель ведомства (ныне депутат Госсобрания — Курултая РБ) Айбулат Хажин.

— Сегодня такие светоотражающие элементы можно найти во всех магазинах, где продаются школьные принадлежности. Я ежегодно их покупаю своей дочке. Там есть жилетки, ободки для волос, наклейки, которые можно прикрепить на шапку, рюкзак или куртку. Они делают заметным ребенка на дороге, — подчеркнул депутат. — Ежегодно после летних каникул мы проводим мероприятия, чтобы школьники вспомнили правила дорожного движения и безопасного поведения на дороге. Кроме того, родителям рекомендуем продумать для ребенка безопасный маршрут в школу.

По словам спикера, традиционно в образовательные учреждения приглашаются инспекторы ГИБДД, они рассказывают о ситуации на дорогах и показывают видеоролики на эту тему. Помогают проводить флешмобы и различные акции. К этой работе школьные администрации привлекают родителей и школьных активистов. Сегодня в республике более 22 тысяч юных инспекторов дорожного движения. Во время летних каникул они обучались в профильных сменах, организованных в детских оздоровительных лагерях. Педагоги уверены: когда детям рассказывают о правилах поведения на дорогах их сверстники, информация лучше усваивается.

Кроме того, минобразования в тандеме с дорожной полицией разработали новую образовательную программу на тему безо­пасности на дорогах. Во время летних каникул она была обкатана в упомянутых профильных сменах и с сентября запущена в школах.

Также эта программа включена в планы повышения квалификации учителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов доп­образования, мастеров производственного обучения учреждений среднего профобразования.

То есть, чтобы каждый преподаватель мог доступно рассказать учащимся, как следует вести себя на дороге и управлять средствами индивидуальной мобильности (СИМами).

— Я знаю, что готовится федеральный законопроект, который ограничит скорость СИМов до 10 километров в час. Если депутаты Госдумы примут такую норму, то это положительно повлияет на безопасность на дорогах. Ведь иногда электросамокаты и скутеры летят со скоростью автомобиля, а их водители без шлема и прочих атрибутов безопасности. Понятно, что на такой скорости при столкновении остаться в живых шансов мало, — заметил Айбулат Хажин.

Парламентарий рассказал, что общественный совет при минобразования совместно с другими общественниками создают различные соцпроекты и участвуют в конкурсах. В текущем году они выиграли гранты на общую сумму пять миллионов рублей. Один из грантов так и называется — «Дорожный патруль. Регион 102». Подразумевается, что школьники самостоятельно снимут видеосюжеты, которые затем будут транслироваться местными телеканалами.

Еще один федеральный проект — «Россия — моя страна» — запустили общественные организации, в нем принимают участие 15 регионов. В Башкирии его подхватили юные инспекторы дорожного движения. Суть проекта профилактическая — дети с родителями на велосипедах и электросамокатах ездят по безопасным маршрутам и продвигают соблюдение ПДД.

— Нельзя запрещать дорожные гаджеты, просто нужно отрегулировать правила их безо­пасного использования, как для самих водителей СИМов, так и для окружающих, — подчеркнул Айбулат Хажин.

Самое плохое автокресло

О последствиях безалаберного отношения к правилам дорожного движения лучше всех могут поведать медики. Ежегодно в республике в среднем около пятисот детей травмируются в автоавариях, еще пятнадцать — погибают. При этом внешние факторы, в том числе ДТП, являются одними из основных причин детской смертности в республике, сообщила заместитель министра здравоохранения Татьяна Саубанова.

— Любое ДТП, даже если оно завершилось легким испугом, — это сильный стресс, который ребенок переживает очень долго. А повреждения при дорожно-транспортных авариях дети получают тяжелейшие. Как правило, они поступают в медучреждения с сочетанными травмами различных органов, и в первую очередь — головного мозга. Это страшная травма по своим последствиям. Реабилитационный период здесь длится около десяти лет. И мы не можем стоять в стороне от этой проблемы, — заявила замминистра.

Поэтому ведомство ведет разъяснительную работу внутри коллективов медорганизаций, а также с пациентами. Также проводятся акции по безо­пасности дорожного движения и безопасной перевозке детей. В перинатальном центре совместно с сотрудниками ГИБДД для будущих мам регулярно организуются обучающие семинары. Кстати, на этом моменте заместитель министра особо заострила внимание.

— Когда женщина выписывается из роддома, она, как правило, садится в машину с новорожденным на руках. Но мама — самое плохое «автокресло» для ребенка, хотя большинство думают иначе. Мы проводим профилактические мероприятия в детских санаториях, рассказываем, как необходимо заботиться о здоровье детей, о факторах, которые увеличивают риск оказаться в ДТП, — отметила Татьяна Саубанова.

Например, любимые подростками капюшоны серьезно ограничивают обзор. В сочетании с наушниками и телефоном, в который тинейджер таращится, даже когда переходит дорогу, превращают его в «слепоглухого» пешехода. Гаджеты ограничивают зрительное и звуковое восприятие, и человек не в состоянии оценить обстановку вокруг. Вот это медики и пытаются объяснить в детских стационарах родителям и пациентам.

— Еще нужно понимать, что реакция ребенка, его внимательность и угол зрения не такие, как у взрослого человека. Водитель может не заметить ребенка за машинами на пешеходном переходе из-за его небольшого роста. Поэтому постоянные тренировки и объяснения для родителей и детей — необходимые условия, чтобы снизить детский травматизм на дорогах, — считает спикер.

Хочешь помочь? Не трогай!

Также заместитель министра здравоохранения затронула тему оказания первой помощи. Когда на глазах родителей ребенок попадает в ДТП, их первая реакция — схватить его на руки и отвезти в больницу. Так делать категорически нельзя.

Бывает, что с места ДТП пострадавшего везут на автомашине в согнутом состоянии, из-за чего переломы смещаются и нарастает внутреннее кровотечение. Вследствие тряски усиливается травма головного мозга.

— В зависимости от полученной травмы, а при ДТП они бывают очень сложными, необходимо действовать строго по правилам. В первую очередь вызвать скорую помощь. Я на этом настаиваю. Потому что состояние пациента, поступившего в стационар, напрямую зависит от того, что было сделано в догоспитальный период, — подчеркнула Татьяна Саубанова. — Необходимо создать ролики социальной рекламы, в которых показать, что происходит в результате ДТП и как правильно помочь раненому на месте.

В свою очередь детский омбудсмен республики Ольга Панчихина рассказала, что в аппарат уполномоченного по правам ребенка с начала года поступило тринадцать обращений по поводу детей, пострадавших в ДТП. Родители просят помочь им решить ряд проблем.

— Я сама мама ребенка, несколько лет тому назад попавшего под машину на пешеходном переходе, и знаю, как это страшно. Поэтому призываю родителей постоянно напоминать детям, что лучше переходить проезжую часть там, где есть светофор. Нерегулируемые пешеходные переходы, особенно на многополосных дорогах, опасны. Особенно теперь, когда рано темнеет, — отметила Ольга Панчихина. — Поэтому я тоже рекомендую всем использовать светоотражающие элементы. Ситуацию переломить можно только информационной пропагандой, беседами дома и в школе. Иначе она нам слишком дорого обойдется.

КСТАТИ

Стартовала Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» для школьников 1 — 9 классов, которая продлится до 15 октября. Все подробности — на образовательной платформе Учи.ру.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

- За девять месяцев этого года на дорогах РБ пострадали 382 ребенка, погибли — восемь. Большинство из них были пассажирами в автотранспорте.

- В два раза выросло число аварий по вине несовершеннолетних водителей. В этих ДТП (за тот же период) пострадали 54 подростка, двое погибли.

- В качестве пешеходов пострадали 113 детей, одного ребенка спасти не удалось.

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: