Все новости
Cоциум
5 Апреля 2023, 11:15

Безлюдная среда

Как сделать пространство доступным для маломобильных граждан?

коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото:коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

Только в Уфе проживают 62 680 человек с ограниченными возможностями здоровья. А если учесть пожилых старше 65 лет, а также беременных и мамочек с колясками, то получится 25 процентов от общего числа населения. О том, как реализуется госпрограмма «Доступная среда» в мегаполисе и регионе, с какими проблемами сталкиваются заинтересованные ведомства и вышеупомянутые категории граждан, выясняли члены Общественного совета при минтрансе РБ с участием главы ведомства Александра Клебанова.

Безопаснее под землёй

В 2014 году в составе управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы был создан отдел по развитию доступной городской среды. Его сотрудники совместно с представителями Общества инвалидов периодически проверяют социально значимые столичные объекты. По словам начальника управления Рустема Хамитова, чаще всего во время рейдов проверяющие отмечают отсутствие пандусов (или их крутой уклон), поручней, кнопок вызова для инвалидов.

Есть претензии и к уличным сетям: не везде занижены бордюры, как того требуют нормативы, в том числе на подходах к остановкам общественного транспорта. Не всегда обустроены пологие спуски в местах пересечения тротуаров с проезжей частью. В связи с чем разработана дорожная карта по обеспечению доступной среды для маломобильных граждан, реализация которой уже начата. Светофоры оборудуются звуковым сопровождением для слабовидящих и незрячих пешеходов с автоматической регулировкой громкости, включаемой в зависимости от времени суток. На данный момент уже модернизировано 65 процентов уфимских светофоров. Кроме того, обустраиваются места для автотранспорта инвалидов. На сегодняшний день оборудовано более 950 парковочных мест.

Особого внимания заслуживают подземные пешеходные переходы, где пандусы не отвечают нормативам и воспользоваться ими без посторонней помощи колясочники не могут. Потому в управлении сейчас прорабатываются варианты технического оснащения таких переходов.

— Остро стоит проблема на проспекте Октября. Исключение составляет подземный переход на остановке «Юношеская библиотека», где все сделано по нормативам. Но там вандалы постоянно ломают лифты. И нам практически ежемесячно приходится их ремонтировать, — заметил Рустем Хамитов. — Всего на реализацию мероприятий в рамках госпрограммы «Доступная среда» бюджетом города в этом году предусмотрено 2 миллиона 124 тысячи рублей.

В свою очередь председатель ОС при минтрансе РБ Рустам Баязитов напомнил участникам совещания о некой программе, которая декларировала необходимость строительства дополнительных 20 подземных пешеходных переходов на проспекте Октября, где априори не должно быть наземных переходов. Поскольку бич для Уфы — тяжелые ДТП с пешеходами. Сейчас о программе как будто все забыли.

Киоски «забили» остановки

Также существует проблема с автобусными остановками, некоторые из них буквально превратились во «вьетнамские рынки». Не говоря уже о полном отсутствии там информации о маршрутах. Во время совместных с «Башавтотрансом» рейдов члены Общественного совета из 20 обследованных остановок не нашли ни одной, которая бы соответствовала нормативам. И если в Уфе ситуация еще более-менее приемлемая, то в других городах республики она просто аховая. Дело доходит до судебных исков, как, например, в Белорецке, Давлеканово, Дюртюлях и в Чишминском районе. Там, чтобы привести в порядок дорожную инфраструктуру, приходится обращаться в судебные инстанции. В связи с чем председатель Общественного совета еще в прошлом году предложил провести в регионе инвентаризацию автобусных остановок, а начать ее с Уфы, чтобы впоследствии убрать оттуда лишние торговые объекты.

— Мы уже обследовали 750 уфимских остановок не только на предмет доступной среды. Например, на наличие самого остановочного пункта, его технического состояния, освещения, расписания, информационных табло, которые часто оказываются залепленными рекламой и объявлениями. С апреля мы намерены продолжить такие рейды. К данной работе хотелось бы привлечь представителей различных общественных организаций, мы готовы к сотрудничеству, — пояснил начальник управления транспорта и связи администрации Уфы Кирилл Никулин.

Также чиновник сообщил, что в Уфе установлено 140 павильонов, каждый из которых оснащен тремя видеокамерами, которые фиксируют случаи вандализма. Относительно несанкционированных объявлений, которые расклеиваются не только на остановках, но и по всему городу, было сказано, что с ними ведется борьба совместно с Центром общественной безо­пасности и муниципальными службами по благоустройству и содержанию. Телефонные номера, указанные в объявлениях, включаются в реестр автодозвона и блокируются, сами же объявления счищаются, поверхности приводятся в порядок.

— Мы внесли в правила благоустройства пункт, чтобы в десятиметровой зоне от остановочной площадки никаких торговых объектов не было, — продолжил тему Рустем Хамитов. — И уже 240 нестационарных торговых точек в этом году были снесены. Так что работа в этом направлении ведется. Но есть нюансы. К примеру, на остановке «Фирма «Мир» не только киоски находятся в частной собственности, но и земля.

В ответ участники заседания предложили городским властям перенести саму остановку, раз неведомым образом земельные участки под торговыми павильонами оказались в частных руках. Еще члены Общественного совета предложили оснастить остановки универсальными видеокамерами, чтобы можно было отслеживать любые противоправные действия. В том числе и нарушения правил дорожного движения, поскольку нередко в остановочных «карманах» паркуются автовладельцы, мешая и общественному транспорту, и пассажирам. А также обязать перевозчиков, чтобы их водители подъезжали к новым остановкам, а не туда, где по старой памяти стоят пассажиры. Это касается в том числе безо­пасности дорожного движения. Потому здесь необходимо подключить и дорожную полицию.

Собака — это вам не багаж

— С начала года в столице 41 светофор оборудован «умными» камерами, которые теперь фиксируют нарушения ПДД как со стороны автовладельцев, так и со стороны пешеходов. Дополнительно будут отрабатываться телефонные разговоры, ремень безопасности, стоп-линия и другие, — продолжил тему видеослежения министр Александр Клебанов. — Кроме того, в Уфе месяц назад заработал Центр управления дорожного движения, который теперь отслеживает по камерам весь город. За месяц его работы на нескольких улицах средняя скорость движения увеличилась на 10 километров в час. Что касается предложений членов Общественного совета, то мы их внесем в протокол и будем прорабатывать.

Также была затронута и проблема хамства по отношению к особенным пассажирам. Несмотря на наличие информационного материала, многочисленные инструктажи и прочую профилактическую работу, о чем подробно рассказал заместитель гендиректора по пассажирским перевозкам «Башавтотранса» Сергей Паскин, все равно периодически возникают вопиющие ситуации. Когда, например, кондуктор не пустила в салон девушку с собакой-поводырем.

— Мы такие вещи пресекаем очень жестко. Недавно в соцсетях был размещен ролик, на котором видно, как водитель издевательски помахал рукой инвалиду-колясочнику, который не смог сесть в автобус. Конечно, меры были приняты: водитель уволен, а пассажиру принесли извинения. Проблема доступной среды для инвалидов существует не только в Уфе, но и в других городах республики. Поэтому после такого резонансного случая у нас прошли профилактические мероприятия во всех коллективах наших филиалов, — пояснил Сергей Паскин. — В том числе выездные, с участием девушки-колясочницы, которая наглядно продемонстрировала сотрудникам предприятия, с какими трудностями сталкивается маломобильный пассажир и в какой помощи он может нуждаться. Кроме того, при устройстве на работу все соискатели обязательно проходят инструктаж: как нужно откидывать пандусы, наклонять кузов автобуса и так далее. Хочу сказать, что 2023 год нашим предприятием объявлен Годом внимательного отношения к маломобильным пассажирам. Делаем упор на доступную среду — приобретаем в рамках федерального национального проекта «Безопасные качественные дороги» низкопольные и полунизкопольные автобусы с выдвижными пандусами. И обращаем внимание наших сотрудников на категорию маломобильных групп населения.

При этом участники совещания заметили, что формально-то нормативы выполнены, но как они работают на деле? По мнению председателя Общественной организации Башкортостана Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Марата Давлетшина, необходимо также обратить внимание на людей с инвалидностью по зрению. Во время рейдов проверяющие нигде не нашли дорожной разметки, обозначающей остановку общественного транспорта, и тактильных информационных табличек со шрифтом Брайля. А те самые пресловутые киоски на остановках из-за большого количества рекламы и вывесок закрывают обзор, необходимый для водителей и пассажиров. Не говоря уже о постоянных неприятных казусах с собаками-поводырями. Бывает, кондукторы пытаются с них взять деньги как за багаж, а таксисты и вовсе отказываются обслуживать таких пассажиров, хотя 181-ФЗ четко указывает, что «собака-проводник имеет особый статус и является техническим средством реабилитации человека с инвалидностью по зрению, что дает право бесплатно провозить ее на любом виде транспорта». В связи с чем спикер внес ряд предложений, которые помогли бы решить накопившиеся проблемы.

А вы туда войти смогли бы?

Ежедневно езжу на общественном транспорте и за много лет ни разу не видела ни в автобусе, ни в троллейбусе, а уж тем паче в трамвае ни одного колясочника, и крайне редко — слабовидящего пассажира. Как будто их в природе не существует. И я не представляю, как человек на коляске или с собакой-поводырем сможет втиснуться в переполненный автобус. А переполнены они теперь постоянно, не только в час пик.

И через тот самый подземный переход на «Юношеской библиотеке» я хожу ежедневно. Аналогичная история — никого из маломобильных граждан, которые бы пытались воспользоваться лифтами (облюбованными вандалами), не видела. К слову, дешевле было бы там видеокамеры установить, чем каждый раз подъемные устройства чинить.

Отдельный разговор по поводу входных групп в магазины, аптеки и даже поликлиники — войти в эти стандартно узкие пластиковые двери, которые к тому же не до конца открываются, лично я могу только боком, хотя мой вес соответствует среднестатистическому. Какие тут могут быть колясочники? Потому их и не видно нигде — ни в лечебных учреждениях, ни в парках, ни в кафе, ни в концертных залах, ни в парикмахерских. Как говорится, среда есть, а людей с особенностями здоровья там нет.

ВАЖНО

Как правильно помочь незрячему человеку с собакой-поводырем? Если незрячий просит проводить, нужно взять его под руку справа. Не стоит подходить для этого к собаке и вести ее за шлейку или поводок. Нельзя отвлекать собаку-поводыря от работы, тем более пытаться ее погладить или покормить.

Также следует помнить, что собака-поводырь, сопровождающая незрячего, имеет право находиться в любом общественном месте.

Если в общественный транспорт зашел незрячий с собакой-поводырем, необходимо освободить место, предназначенное для инвалидов.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: