Рискую навлечь гнев педантов: какая, мол, еще народность в отдельно взятом селе? Формально они будут правы, но по факту Верхний Авзян — это мартен, где переплавляются судьбы людей — титульных, понаехавших, разных по вере и национальности, чтобы выковать своеобразный характер.
Не сказать, чтобы характер был идеальный. Он цельный, но взбрыкнуть и поперек течения поплыть — за авзянцами не заржавеет. «Самостийность» свою, непохожесть они готовы настырно отстаивать. У них, дескать, все на особинку.
Вот и гармошки ладят так, что пришлому музыканту, пусть он себя считает поцелованным в темечко Богом, с ходу мастерством блеснуть не удастся. Здесь даже православный праздник чудотворной иконы Богородицы совместили со светской датой — днем основания села.
Один из последовательных проповедников авзянскости — директор местного Дома культуры Владимир Серегин. Пока люди на площади потихоньку отправлялись навстречу крестному ходу, который под перезвон колоколов спускался от возвышавшегося над селом величественного храма Казанской иконы Божией Матери, он втолковывал мне основы местечковой философии.
— Коль не авзянский — не страшно: поживи — обавзянишься! Так со многими происходит. Жена моя — как Владимир Мулявин. Русский парень из Свердловска отслужил в Белоруссии, стал своим в республике, руководителем вокально-инструментального ансамбля «Песняры», вынес белорусское народное творчество на международный уровень, проявил неординарный подход к аранжировке фольклора. Вот и Гузэль не только в меня влюбилась, но и в русский фольклор:
занимается народными обрядами так профессионально, что за советом я к ней обращаюсь. О том, что она в хоре поет, и говорить излишне.
— Жена, понятное дело, как нитка за иголкой тянется…
— Намек понял. Приведу другие примеры. Когда нам потребовался хореограф, зазвал я одну девушку, она не авзянская. Приезжай, говорю, зарплата будет, как у нефтяника, замуж выдам.
— Обманом, выходит, заманивал? Зарплата у культработников — кот наплакал.
— Она не лишена чувства юмора, все понимала. Зато с замужеством не прогадала. Правда, тут моей заслуги нет — так звезды сошлись. Сейчас в душе я себя поругиваю: надо было какую-нибудь невзрачную девицу заманивать — наш-то новый хореограф в декретном отпуске…
— А вот как получилось, что в музыкальной школе открыто художественное отделение? Вроде же не стыкуется…
— Еще как стыкуется! Ольга Положенцева переехала к нам из Магнитогорска. До этого жила в Москве. А какие картины рисуют ее воспитанники! Я в восторге — ничего подобного не видел, да и не думал, что в нашем селе такие талантливые дети.
— Не приукрашивает «гид», расписывая способности ваших подопечных? — обращаюсь я к Ольге Положенцевой — она и есть бывшая москвичка.
— Справедливые оценки. Может, даже чуть заниженные, если присмотреться к работам, например, Ани Полетавкиной, — улыбается новоиспеченная авзянка.
— Как вы здесь оказались? И надолго ли обосновались? Чем не устраивала столица?
— В Москве жить неплохо. Если есть свое жилье. В Магнитогорске была квартира, но когда думаешь о здоровом образе жизни, все меркнет перед Авзяном. Здесь мы обустраиваемся всерьез. Ремонтируем дом, которому 122 года. Баню построили, скважину пробурили, коз завели.
— Загорели вы, конечно, в Турции?
— Деревенский загар, разве не видно? Хотя чем он хуже турецкого?
— Не угнетает деревенская жизнь? Зима, снег, мороз, развлечься негде...
— Как это негде?! У нас две лопаты в хозяйстве — фитнес будь здоров!
Библиотекаря Анну Васильеву в тот день наградили грамотой: начальству понравилось то, как она работает с самыми юными читателями. Аня тоже не местная. Нет, вру: девять лет как сноха авзянская.
— Не тянет на родину, в Белорецк?
— Нисколечко! Тут до того хорошо — душа радуется.
Газовый участок, где работает ее муж, говорят, закроют. Но муж решил перейти на вахтовый метод, лишь бы не покидать родные места.
— Какой Белорецк?! — услышав наш разговор, восклицает заведующая сельской библиотекой Валентина Рыбакова. — Я же ее готовлю себе на замену! Никуда она не уедет.
Валентина Николаевна уводит меня в Дом культуры — там заседает комиссия, подводит итоги конкурса кухарок, выясняя, чей пирог слаще. Я и забыл, что, пользуясь властью председателя комиссии, Рыбакова включила меня в состав дегустаторов. Задача оказалась непосильной: конкурсанты угощали от души, и вскоре я понял, что переоценил свои возможности. Малодушно передал свои обязанности фотокору, но и он быстро сошел с дистанции. Думал, постоит за честь газеты редакционный водитель, так и тому оказалось не по силам дотянуть до финиша кулинарного великолепия. Мы позорно ретировались, но вкус неповторимой выпечки до сих пор не выветрился из памяти. Хотя, почему неповторимый?
Елена Дьяченко выпекает курники по рецептам позапрошлого века. И это впечатляет одним своим видом. Невольно задумаешься: неужели кто-то отважится посягнуть на это произведение искусства? Нахально интересуюсь:
— Очень победить хочется?
— Почему бы не повторить успех 2015 года и не взять Гран-при? Тогда я испекла слоеный курник по рецепту Елены Молоховец, она книгу издала еще в 1896 году. Курник состоял из нескольких слоев: первый — мясо курицы в грибном соусе с жареным луком, второй — ветчина, булгур с яйцами, третий…
И тут впечатляющий экскурс в поваренное искусство был прерван: праздник официально открывали приветственными речами представители духовенства, чиновники, а затем настал черед самодеятельных артистов… Заинтригованный трехслойным курником, я призвал на помощь всезнайку Гугл и… не нашел рецепта. Может, плохо искал. Зато предлагаю воспользоваться другим по подсказке все той же Елены Молоховец. Авось, понравится.
Приготовить тесто сдобное или рассыпчатое. Раскатать круглую лепешку больше сковороды, на которой будете выпекать курник, отрезать еще кусок теста с куриное яйцо и отложить его. Раскатанную лепешку переложить на сковороду.
Сделать начинку: курицу отварить в малом количестве воды, вынуть, разрезать на куски, какие кладут в суп; 1,4 стакана мелкой гречневой крупы перетереть с сырым яйцом, высушить, разбить комочки; вскипятить 1,5 стакана воды с 2 ложками масла, быстро всыпать крупу, тотчас размешать, поварить минут 5, поставить ненадолго в печь, чтобы слегка подсохла, смешать с 4 — 5 крупными мелко изрубленными крутыми яйцами и рубленой зеленью, посолить. Уложить на лепешку половину каши, положить на нее разрезанную курицу, вынув из нее все кости, покрыть остальной кашей, посыпать сверху укропом. Загнуть края теста, заложив их складками, и защипать так, чтобы посередине осталось небольшое отверстие. Влить в него куриный бульон; накрыть маленькой лепешкой, красиво защипать, смазать яйцом и тотчас поставить в печь. Если будете выпекать из рассыпчатого теста, на него уйдет 200 г масла, рюмка рома, 200 г муки.
Перефразируя специального агента ФБР Дэйла Купера, персонажа сериала «Твин Пикс», праздник в Авзяне удался, подавали чертовски ароматный чай, настоянный на травах, и изумительные по вкусу пироги.
— Итак, агент, как вы находите этот уголок?
— Рай, сэр.
Белорецкий район.
Ожидание лепты на храм
Наша газета не раз писала о том, как в Авзяне возрождается храм Казанской иконы Божией Матери. Процесс затянулся. Величественное здание церкви, увы, еще в шрамах, нанесенных временем безверия и гонения на религиозные святыни.
Храм пережил воинственную волну атеизма, когда в конце двадцатых годов прошлого века его пытались разрушить. Сделать это было непросто. Строили в ту пору на совесть, гастарбайтеров не привлекали, обязательства по досрочной сдаче объекта в эксплуатацию пресекались: мастеровой не имел права работать сверх нормы, иначе устанет и сделает абы как. Потом храм стал очагом культуры.
Вспоминает Владимир Серегин:
— Меня, молодого директора Дома культуры, партийное начальство объявляет чуть ли не врагом народа: церковь порушил! Да я ее сохранил, потому что вовремя проводил ремонт. Но чинушам надо как-то себя обелить. Забыли, что до этого на совещании по антирелигиозной пропаганде нас же и ругали за упущения. Пришло время — на ходу переобулись, стали верующими. Но что-то немногие из этих «воцерковленных», называя себе христианами, торопятся помочь храму принять первозданный облик.