Все новости
Cоциум
25 Июля 2022, 11:15

А где у вас памятник основателям города?

Чего не хватает Уфе с точки зрения её гостей

Александр ДАНИЛОВ  Эх, нам бы еще море!
Эх, нам бы еще море!Фото:Александр ДАНИЛОВ

«Многие, когда впервые видят наш город, произносят одну и ту же фразу: в Уфе кажется, что рядом море», — рассказывает специалист городского центра туризма, краеведения и экскурсий, член республиканской гильдии экскурсоводов Светлана ГЛУШКОВА.

За 21 год работы с туристами она накопила немало любопытных наблюдений, которыми поделилась с журналистами «РБ».

Лица столицы

— Мы, конечно, и сами жалеем, что моря у нас нет, но почему такая мысль возникает у гостей республики?

— Как правило, о море они вспоминают, выходя на смотровую площадку возле памятника Салавату Юлаеву. С нее открываются великолепные забельские дали, переходящие в синеву небес, и воображение само дорисовывает картинку:

бескрайняя морская гладь, у берега лениво плещутся волны... Чаще всего об этом говорят приезжие из портовых городов — Калининграда, Севастополя, Мурманска, Владивостока.

— Неужели к нам так много ездят? И кто именно?

— Ездят все и отовсюду, начиная с соседних Екатеринбурга, Перми, Казани и заканчивая дальней заграницей — от Канады до Китая. В пандемию поток туристов, конечно, уменьшился, теперь сказывается сложная политическая ситуация в мире, но могу сказать, что внутри страны люди стали путешествовать более активно. Как плюс отмечу и усилившийся интерес к республике со стороны самих ее жителей. До сих пор мы так стремились в другие страны, что свой регион оставался непознанным. А ведь любое путешествие начинается с путешествия по родной улице, родному городу. Прежде чем отправляться куда-то далеко, надо сначала изучить свою Родину, понять, чем мы отличаемся от всех остальных. И люди, которые наконец начали интересоваться родным краем, удивляются, как много всего, оказывается, у нас есть.

— Что больше всего впечатляет тех, кто в Уфе первый раз?

— Прежде всего их поражают виды. Уфа стоит на семи холмах, и практически отовсюду открываются захватывающие дух пейзажи. Много восторженных отзывов я слышу на площади возле монумента Дружбы, около памятника Салавату Юлаеву, в парке Победы, откуда видна вся уфимская «подкова» — излучина Белой. Китайские делегации обычно восхищаются нашими просторами: у них самих каждый клочок земли застроен высотками. И абсолютно все отмечают, что наш город очень зеленый, с обилием парков, скверов.

Кроме того, приезжие обращают внимание на разнообразие этносов и культур, характерное для Башкирии в целом. Знаю по себе: однажды в Сергиевом Посаде, наблюдая за текущей мимо толпой, я вдруг поймала себя на мысли, что что-то не так, лица какие-то непривычные. А потом поняла: в них отсутствует контрастность. То есть разница в цвете глаз, волос, кожи у местных жителей очень невелика, а среди уфимцев она довольно значительная. И туристам это сразу бросается в глаза. У нас нет определенного типажа, нет единообразия в лицах, да и быть не может. У одних только башкир насчитывается четыре устойчивых генотипа в зависимости от того, с кем смешивались племена. А ведь наш регион — один из самых многонациональных в России, он как лоскутное одеяло. В Уфе живут представители 162 народностей! Между прочим, иностранные туристы нередко заявляют, что именно в нашем городе самые красивые женщины.

О кошках, жирафах и местах силы

— Наверняка экскурсанты задают порой такие вопросы, что, как говорится, хоть стой, хоть падай.

— Забавных историй много, особенно горазды на это иностранцы. Гости из Америки, например, после рассказа об Уфимской крепости (переводчик сказал «форт») тут же спросили: а где живут ваши индейцы, где у вас резервации? Питерцы, узнав, что до революции Уфа была самым дворянским городом на Урале и в его окрестностях, просят показать, где у нас дворцы. А какие, простите, дворцы в пограничном городе — набег, поджог, и каменное здание уже не восстановишь, запах гари из него не выветрится никогда. Поэтому в Уфе было принято строить из дерева: после пожара пятистенок из бревен можно накатать за неделю.

Недавно проводила экскурсию для самарцев, и они спросили, почему у нас в городе так уважают кошек. Выяснилось, что за кошек они приняли светящиеся изображения куницы, геральдического животного Уфы, на столбах, причем в моей практике это уже шестой такой случай. А про жирафа — это вообще, можно сказать, классика жанра. Несколько лет назад один из банков, занявший старинное здание чугунно-меднолитейного завода Гутмана рядом с монументом Дружбы, выставил чуть ли не в центр площади фигуру жирафа в натуральную величину, и группы туристов с недоумением спрашивали: «А что, жираф — это символ вашего города? Он как-то связан с историей Уфы?» Я тогда выступала на телевидении и об этом упомянула, после этого жирафа быстро передвинули поближе к дверям банка.

— Самые необычные экскурсанты, каких вам довелось принимать?

— Из самых необычных — пожалуй, группа экстрасенсов из Москвы. В этой среде считается, что в Башкирии и Уфе очень мощная энергетика, намного мощнее Аркаима, и люди целенаправленно сюда ездят, чтобы напитаться ею. Та группа сразу сказала: везите по вашим местам силы. По мнению всех экстрасенсов, самая сильная энергетическая точка города находится на территории одного из старинных храмов, построенного прямо в центре основания золотого треугольника Уфы. Я сама, бывая там, испытывала необыкновенное чувство полета, правда, не знала, чем это объяснить. Нехорошие места, кстати, в Уфе тоже есть, но называть их я не буду, чтобы не лишать покоя тех, кто там живет и ничего плохого не чувствует.

Последняя жертва

— Вряд ли Уфу только хвалят. Думаю, туристы говорят и о недостатках — со стороны они даже виднее.

— Все, кто приезжает, всегда интересуются: а где у вас памятник основателям города? Обзорную экскурсию мы начинаем на бывшей Троицкой площади, где когда-то стояла Троицкая церковь, а теперь монумент Дружбы. Это место, с которого начиналась Уфа, и вот здесь-то гости удивляются, что мы никак не увековечили память его создателей. Я тоже считаю: с площади у монумента, конечно, открывается прекрасный панорамный вид, но само пространство вокруг никак не используется. Среди наших историков до сих пор идут споры, считать ли основателем строителя уфимской крепости Ивана Нагого или же первого воеводу Михаила Нагого, при котором Уфа получила статус города. На мой взгляд, давно можно было бы «помирить» их, воплотив в камне собирательный образ основателей города.

Спрашивают меня и о знаке города. Уфимцы, наверное, даже не поймут, о чем идет речь, потому что у нас его нет, но такие символические бронзовые знаки, похожие на точку отсчета нулевого километра, имеются во многих городах, гордящихся своей историей. На знак обычно наносят абрис крепости, отмечая ее расположение по отношению к главным рекам местности, и устанавливают там, откуда пошел город. На брусчатке перед монументом Дружбы ему было бы самое место.

Еще один вопрос, который часто задают туристы и регулярно поднимают местные краеведы: почему, раз уж мы не сумели сберечь самый древний из дошедших до нас памятников истории и культуры Уфы — Троицкую церковь, — не поставить в память о ней хотя бы небольшую часовню, как делают в других городах. Полностью разделяю это мнение. Этот храм — фактически ровесник Уфы, он был основан в 1579 году, пережил несколько страшных пожаров, которые уничтожили Уфимский кремль, но против людского варварства и скудоумия оказался бессилен. 2 июня 1956 года Троицкую церковь взорвали, а 23 августа в «Литературной газете» вышла статья «В защиту памятников культуры», где с протестом против взрыва Смоленского собора в Уфе (другое название храма. — Авт.) выступили 13 выдающихся деятелей культуры, в том числе писатели Константин Федин и Илья Эренбург. После этого храмы в СССР больше не взрывали, наш Смоленский собор пал последним. А ведь именно он, по преданиям, хранил город и его жителей, с ним связано несколько старинных легенд о защитниках Уфимской крепости. Памятника защитникам Уфы в городе, кстати, тоже нет, хотя уфимцы имеют полное право ими гордиться: взять Уфимскую крепость штурмом никому не удалось ни разу.

Больше хороших музеев

— Насколько интересны туристам наши музеи?

— Те, что есть, они посещают с удовольствием, но музеев Уфе определенно не хватает. В сохранившихся исторических зданиях можно бы создать музей Суворова и всех ранних военных кампаний, в которых принимали участие башкирские полки (у нас есть дом Демидова, где когда-то останавливался великий полководец); музей героини Отечественной войны 1812 года кавалерист-девицы Надежды Дуровой (в доме Грибовского); музей Петра Ищерикова, посвященный краеведам-подвижникам, музей старой фотографии со сменяемыми экспозициями — идей много.

При этом открыть музеи мало, надо еще правильно их расположить. К примеру, есть у нас Музей истории города Уфы — интерактивный, современный, интересный. Но, к сожалению, он находится далеко от экскурсионных маршрутов и ему не хватает площадей. На мой взгляд, для него гораздо лучше подошло бы старинное здание бывшего заводоуправления Гутмана, где можно создать целый музейный комплекс. Во-первых, оно находится в двух шагах от места основания Уфы, во-вторых, рядом площадь, где хватит места для кафе, сувенирных лавок, стоянки туристических автобусов. К тому же здесь сохранилось несколько домов старинной постройки — в них можно воссоздать тип усадеб, характерных только для дореволюционной Уфы, с обстановкой и интерьерами, в каких жили уфимцы того времени. Нужны также этнографические центры, чтобы знакомить приезжих с культурой и бытом народов, проживающих на территории края, проводить там тематические вечера, виртуальные экскурсии.

Посидеть на скамейке с Шаляпиным

— Из улиц какие ярче всего отражают суть и характер города?

— Наибольшую ценность представляет главная улица губернского города Уфы — Большая Казанская, ныне Октябрьской Революции. Это живой музей под открытым небом: здесь сохранилось уникальное деревянное зодчество, здесь проживали самые состоятельные люди города, здесь впервые в жизни сфотографировался Федор Шаляпин. Улица Телеграфная, ныне Цюрупы, интересна тем, что это граница между Старой и Новой Уфой. Причем Старая Уфа представляет собой московский тип усадебной застройки — веерный, а Новая, спроектированная главным архитектором Российской империи Вильямом Гесте в 1820-х годах, — санкт-петербургский, с четкими поквартальными очертаниями улиц.

А улицу Ленина туристы называют машиной времени. На этой улице удивительным образом уживаются архитектурные стили самых разных времен — дореволюционная кирпичная застройка, конструктивизм, сталинский ампир, современные здания. Гуляя по ней, словно перелистываешь страницы эпох.

Но, увы, исторический центр у нас плохо приспособлен для того, чтобы раскрывать перед туристами все перипетии рождения города. Не хватает элементарного — тех же стоянок для автобусов возле знаковых туристических объектов.

Например, площадка на перекрестке улиц Ленина и Пушкина вполне позволяет припарковаться и многое показать туристам даже без выхода из автобуса, но… Парковки в центре теперь платные, въезд возможен только со стороны улицы Коммунистической. Кстати, на углу Ленина и Пушкина есть замечательный уголок — аллея между библиотекой имени Заки Валиди и первым корпусом БГМУ. Если заменить стоящие там современные скульптуры сюжетными сценками из жизни старой Уфы, аллея задышала бы по-новому, стала бы еще одной точкой притяжения горожан и приезжих. Представьте: девочка-гимназистка перед зеркалом, Шаляпин на скамеечке, чтобы присесть рядом и сфотографироваться, непременный городовой на углу дома Дворянского собрания, о котором вспоминал Михаил Нестеров…

— Кого, по вашему мнению, в Уфе пока не увековечили, а надо бы?

— Памятника, несомненно, достоин Владимир Даль. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и собиратель сказок неоднократно бывал в нашем городе, сохранил многие башкирские легенды, описал целебные свойства кумыса.

В доме Дворянского собрания еще ребенком давала концерты знаменитейшая пианистка Вера Тиманова, звезда мировой величины, исполнение которой высоко оценивал сам Чайковский. На сцене Башкирского оперного выступал юный Рудольф Нуреев, на улице Гоголя родился Сергей Довлатов. Улицу Ленина могли бы украсить литографии на зданиях, снимки с видами Уфы до революции и в советское время. Необходимо благоустраивать прогулочные маршруты, размещать на исторических зданиях кьюар-коды с интересной и познавательной информацией, вводить в практику экскурсии с аудиогидами.

— Простите, а такой интимный вопрос, как туалеты: гости города не жалуются, что их не хватает?

— Туалетов и правда очень не хватает, особенно для людей старшего возраста это проблема. Туалеты у нас есть на новой набережной и около памятника Салавату Юлаеву, но ведь до них нужно еще дотерпеть. Что сразу отметили туристы, прибывающие в город на теплоходах: автобус к причалу подъехать не может, мы встречаем группу около моста через Белую, и им приходится идти туда пешком, а это не очень близко. И еще высказывают такое замечание: лестниц на новой набережной много, а про перила почему-то забыли, держаться не за что.

Давайте гордиться своей историей

— Как мы сами, жители Уфы, относимся к своему городу?

— Мне не раз приходилось слышать от приезжих: «Оказывается, у вас замечательный город с богатой историей, а знакомые из Уфы говорили, что смотреть здесь не на что». Вот и судите сами. К сожалению, уфимцам зачастую не хватает знаний о родном городе, и после экскурсии они говорят: теперь мы гордимся Уфой и знаем, почему. Надо сказать, Уфу часто сравнивают с соседней Казанью, хотя это совершенно некорректно: у двух этих городов разная история и разная судьба. Пока купеческая Казань, говоря словами Лермонтова, «цвела за гранью дружеских щитов, не опасаяся врагов», мы «не сеяли, не пахали, а только воевали»: главной функцией Уфы была защита юго-восточных границ Российской империи. Екатерина Великая отмечала особое положение города как центра для сношения с народами Сибири, южных степей и европейской части страны, поэтому именно здесь по ее приказу была размещена резиденция Верховного муфтия России. Только после пугачевского восстания с Уфы снимают статус военного поселения, и она начинает развиваться как крупный торговый, а со временем и промышленный центр. Так что не надо себя ни с кем сравнивать — каждый город неповторим, каждый достоин того, чтобы его любить и стараться делать лучше и лучше.

Александр ДАНИЛОВ  Если заменить современные скульптуры сюжетными сценками из жизни дореволюционной Уфы, аллея сразу оживет.
Если заменить современные скульптуры сюжетными сценками из жизни дореволюционной Уфы, аллея сразу оживет.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Александр ДАНИЛОВ  Старинное здание бывшего заводоуправления Гутмана идеально подошло бы для музея истории города.
Старинное здание бывшего заводоуправления Гутмана идеально подошло бы для музея истории города.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Александр ДАНИЛОВ  Светлана ГЛУШКОВА
Светлана ГЛУШКОВАФото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Жанна МИРОНОВА, Татьяна КРУГЛОВА
Читайте нас: